7 мая
Утро и первая половина шестого дня нашего пути были ни чем не примечательны. Мы шли по азимуту на Усть-Янск — небольшой поселок, располагающийся, как можно догадаться, в устье реки Яны. Яна - это довольно большой приток Лены, временами доходящий до полутора километров в ширину. Центральная магистраль и кормилица всего улуса. А еще выше по течению на Яне стоит известный городок Верхоянск, борющийся с Оймяконом за право именоваться полюсом холода Северного полушария.
Ближе к обеду мы уперлись в очередную речку. Я говорю очередную, потому что смотрел спутниковую карту и знаю, что весь этот район испещрен бесчисленными реками, речушками и водоемами, но только зимой они все замерзли и покрылись сплошным снегом, поэтому не то, чтобы отличить одну реку от другой, ты не сможешь понять, в сию минуту ты едешь по суше или замерзшей воде. Но эта река была с 10-метровыми отвесными берегами и преодолеть ее с ходу не представлялось возможным. Варианта было два: искать обход или рискнуть переехать ее через ...сугроб. В месте поворота русла намело длинную тонкую снежную косу, но на первый взгляд она не вызвала у нас никакого доверия. Денис, как нормальный герой, отцепил лишние сани и скрылся за горизонтом в поиска обхода. Виктор, как опытный путешественник, отцепил сани и переехал реку по сугробу. Я, как дурак, стоял и ждал, чем все это закончится. В итоге мы решили рискнуть и за каких-то пару часов поэтапно переправили весь караван на ту сторону через сугроб. Добрый час ушел на ожидание Дениса из разведки.
Двинулись дальше и к 15-ти часам по полудню наткнулись на... кладбище старинных деревянных кораблей. Это был мертвый поселок Куогастах (еще пишут Куогастаах или Куогастях), стоящий на одном из бесконечных изгибов небольшой речки. Кораблей было штук 30, разного размера и разной степени разложения. Естественно, что все они были заметены снегом до самого верха и подробно их изучить не представлялось возможным. Мы спешились у самого большого и взобрались на него. Метров 70 в длину, не меньше. Я не специалист в кораблестроении, но по моим субъективным ощущениям им лет 200. Все металлические детали кованные, нет ни одной штампованной, заводского производства. В бортах на верхней палубе прямоугольные проемы. Ничем другим кроме бойниц это мы объяснить не смогли. По всей видимости это были баржи для перевозки материальных ценностей.
Уже позже, общаясь с местными жителями, услышали мнение, что на этих кораблях перевозили заключенных ГУЛАГа. По возвращении домой я раскопал в интернете историю этого места. Действительно, в 1942-м году сюда сослали полторы тысячи немцев, финнов и литовцев. Они построили рыбоперерабатывающий завод и добывали ряпушку. А на этих кораблях возили и заключенных, и рыбу и все остальное. Получается, что им не 200 лет, а около 80-ти. Здесь статья про ГУЛАГ «Куогастаах», много фотографий (https://tolstyakov.livejournal.com/144277.html). Мы, к сожалению, из-за снега ничего этого не увидели, только остовы кораблей. Но что я запомнил, так это штурвал с рулевым механизмом, который и вы можете увидеть в этой статье.
Продолжение следует. Подпишись и не пропустишь!