Найти в Дзене

За что извинялся Райзман: как Нахапетов отстоял хрупкую Марину Неёлову на роль крестьянки в фильме "С тобой и без тебя".

Она из самых талантливых советских картин и лучшая, на мой взгляд, режиссерская работа Родиона Нахапетова. А если учесть, что это первый полнометражный фильм молодого режиссера, то результат заслуживает аплодисментов. Родион Нахапетов только что сдал короткометражку и искал возможность снять полный метр. Третьим творческим объединением на "Мосфильме" в начале семидесятых руководил прославленный режиссер Юлий Райзман. Нахапетову был предложен сценарий, в основе которого история любви на фоне драматических событий первых лет коллективизации и слома привычного крестьянского уклада. Нахапетов признавался, что деревенская история, изложенная в сценарии Александра Попова по повести Михаила Жестева, показалась ему скучной. Но выбирать начинающему режиссеру не приходилось. Здесь-то и проявился истинный художник. Нахапетову удалось превратить социальную драму в поэтическую историю о подлинных человеческих чувствах, о превращении угрюмого единоличника, почти отшельника, в человека, способного
Ю. Будрайтис и М. Неелова в х/ф "С тобой и без тебя". 1973 год
Ю. Будрайтис и М. Неелова в х/ф "С тобой и без тебя". 1973 год

Она из самых талантливых советских картин и лучшая, на мой взгляд, режиссерская работа Родиона Нахапетова. А если учесть, что это первый полнометражный фильм молодого режиссера, то результат заслуживает аплодисментов.

Родион Нахапетов только что сдал короткометражку и искал возможность снять полный метр. Третьим творческим объединением на "Мосфильме" в начале семидесятых руководил прославленный режиссер Юлий Райзман. Нахапетову был предложен сценарий, в основе которого история любви на фоне драматических событий первых лет коллективизации и слома привычного крестьянского уклада.

Р. Нахапетов. Фото из открытых источников. Яндекс
Р. Нахапетов. Фото из открытых источников. Яндекс

Нахапетов признавался, что деревенская история, изложенная в сценарии Александра Попова по повести Михаила Жестева, показалась ему скучной. Но выбирать начинающему режиссеру не приходилось. Здесь-то и проявился истинный художник.

Нахапетову удалось превратить социальную драму в поэтическую историю о подлинных человеческих чувствах, о превращении угрюмого единоличника, почти отшельника, в человека, способного на искреннюю любовь, нежность к любимой женщине и заботу о ней.

М. Неелова в роли Стеши. 1973 год
М. Неелова в роли Стеши. 1973 год

Выбор актеров на главные роли был неожиданным прежде всего для них самих. За год до этого Родион Нахапетов во время съемок в одной из ролей в фильме Витаутаса Жалакявичуса "Это сладкое слова - свобода" познакомился с Юозасом Будрайтисом. Именно его он пригласил в свою картину на роль Федора Базыкина. Марина Неелова вспоминала, что с трудом представляла Будрайтиса в роли русского мужика. Но гораздо хуже то, что и руководство во главе с Райзманом также не видело фактурного литовского актера в роли крестьянина. Впрочем, отсмотрев пробы, с кандидатурой Будрайтиса худсовет согласился. Почему бы и нет - светловолос, с рыжей бородой и усами, высокого роста, широкоплеч - чем не русский крестьянин? Гораздо сложнее было с Нееловой.

Ю. Будрайтис в роли Федора Базыкина. 1973 год
Ю. Будрайтис в роли Федора Базыкина. 1973 год

Миниатюрная, изящная Марина Неелова в роли батрачки Стеши вызвала резкое неприятия со стороны Райзмана. И на первый взгляд он был прав. Каноны женской привлекательности тех времён как на селе, так и в городе диктовали, что девушка тогда красива, когда румяна лицом, статна и, упаси бог, не худа ( худая - значит, нездоровая!) И тут Неелова - маленького роста, с узкими запястьями и совсем не крестьянской талией. И тонкие черты нервного лица. Ей аристократок играть, дворянок, принцесс... И явный диссонанс с высоким партнером - потом, уже на съемках, под Будрайтисом выкапывали яму и ставили актера в неё, а Неелову, наоборот, приподнимали на возвышение - так снимали крупные планы, и тогда только Стеша могла дотянуться лицом до лица своего Фёдора и взглянуть в его глаза.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Райзману не нравилось в Нееловой всё - рост, чрезмерная хрупкость, лицо - её большой рот и пухлые губы. Мэтр категорически настаивал на замене актрисы. Нахапетов вспоминал, что сам удивился, с какой дерзостью и упрямством отстаивал он Марину Неелову. Закончилось это противостояние скандалом.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Отстоять Неёлову помог руководитель "Мосфильма" Николай Сизов. Отсмотрев пробы, он поддержал молодого режиссера:

"Моя мать была маленькая и худая, а выходила четверых детей в голодные годы."
(Из книги Р. Нахапетова "Влюбленный")

Так судьба главной героини была решена.

Однако, нельзя не отметить человеческие и профессиональные качества Юлия Райзмана. Невероятно одаренный, мастер, он был еще и человеком большой внутренней культуры, интеллигентности, он умел видеть настоящий талант и всегда готов был помочь молодым режиссерам.

Райзман умел признавать свои ошибки.

Посмотрев первые отснятые сцены с Мариной Нееловой, Райзман извинился перед Нахапетовым:

"Я был неправ с Нееловой. Она у вас хорошо играет."
(Из книги Р. Нахапетова "Влюбленный")

Нахапетов вспоминал, что был удивлен и одновременно тронут. В возглавляемом Райзманом творческом объединении "Мосфильма" Родион Нахапетов снимет еще две очень хорошие картины - "На край света", в которой дебютирует восемнадцатилетняя Вера Глаголева, и "Не стреляйте в белых лебедей".

Первая картина Родиона Нахапетова "С тобой и без тебя" получила огромный зрительский отклик. Да, в ней опущены драматичные, порой, страшные факты коллективизации, когда были погублены крепкие крестьянские хозяйства и сгинули люди. Но не стоит забывать о том, что этот фильм - продукт своего времени, начала семидесятых прошлого века.

Режиссер сосредоточил внимание зрителя на истории любви, сумел тонко провести лирическую канву сюжета через непростое время, уберёг своих героев от трагических событий истории.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

И такие картины нужны. Светлые и лиричные. Фильм получился, может быть, в первую очередь благодаря актерам. Маленькая хрупкая Стеша в исполнении Марины Нееловой обладала огромной энергией, в ней горел внутренний огонь, выразительные глаза сверкали. Неистового, горячего в своей любви, и в то же время простодушного Федора притягивала её женская сила, под её взглядом суровый, неотесанный, на первый взгляд, дремучий крестьянин, готовый идти за любимой на край света, обнаруживал светлую, почти детскую, сторону своей души...

Спасибо всем, кто дочитал!

И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь понравившимися публикациями в соцсетях.

Благодарю Вас за внимание к каналу "Золотой век кинематографа" и приглашаю на другой - "Ты - женщина и этим ты права":

https://zen.yandex.ru/id/5cff7c90ad705300b048fc68