Фильм, провалившийся в прокате, но ставший культовым, выйдя на кассетах, и получивший два незапланированных продолжения от автора.
"Пересматриваем классику хоррора" - о различных отличных ужастиках из разных стран и эпох.
Фильм "Существо в корзине" ("Basket Case") 1982 года снял по собственному сценарию Фрэнк Хененлоттер. За свою почти сорокалетнюю карьеру он создал всего 6 полнометражных лент. Однако каждая из них находила, пусть и не сразу, своего зрителя. Нынче он изредка выпускает короткометражки, документальные ленты, но о возвращении к полнометражному кино не говорит. Товарищ считает, что фильмы категории "Б" - это не его старые проекты, а то, что сейчас выпускает официальный Голливуд. Самое обидное для режиссёра - несоизмеримость современных бюджетов и идеи.
В захудалый мотель на 42-ой улице Нью-Йорка въезжает скромный молодой человек по имени Дуэйн с корзинной в руках. Что понадобилось ему в червивом сердце Большого Яблока? Какая связь между ним и врачами, работающими в разных клиниках?
Лента частенько фигурирует в рейтингах самых мерзких и противных фильмов, хотя при первом знакомстве не всегда понятно, из-за чего. Жанровых сцен не так много. Показаны они достаточно скромно, особенно по современным меркам. А ужасное существо из корзины создано с помощью резины и пластилина. Таким эффектом картина обязана, в первую очередь, атмосфере. Не имея достаточного финансирования, создатель, тем не менее, придерживался чёткой концепции. Большой фанат классического эксплуатационного кино, Хененлоттер постарался воссоздать быт 42-ой улицы, каким запомнил его десять лет назад, впервые придя на сеансы в грайндхаусные кинотеатры. Именно благодаря сочетанию блестящего фасада и творящегося внутри помещений, достигается то самое отталкивающее чувство у зрителя. Также в ленте практически нет положительных персонажей, что вызывает ещё большее чувство дискомфорта. Последней каплей становится то, как создатель удачно играет на отношении к Белиалу - именно так зовут существо в корзине. В одной сцене ты жалеешь его, в другой - желаешь смерти.
Именно неординарный подход Хененлоттера к режиссуре выделяет ленту из многих дешевых ужастиков того времени. Взявшись за сценарий, он, подобно Муркоку с его Элриком, начал придумывать сюжет "от противного". Главный злодей действует не на своей территории, а играет на поле противника. Жертвами становятся не подростки, начинающие взрослую жизнь, а вполне состоявшиеся беспринципные люди, не вызывающие жалости. Традиционная "последняя девушка" исполняет совсем иную роль, а сам убийца не соответствует уже сложившимся стереотипическим представлениям об этом персонаже. Налицо признаки сатиры на любимый жанр, которые становятся ещё более заметными, учитывая утрированность и абсурдность сюжета и ряда ситуаций. Как и Муркок, автор не хотел ограничиваться только комедийной составляющей проекта. В результате получился весьма интересный образчик чёрного комедийного хоррора, который однако же нельзя упрекнуть в глупости.
Интересна фрейдистская трактовка мотивации действия персонажей. В операции по разделению близнецов пациенты - это не два разных человека, а скорее, расщепление одной личности. Из-за этого происходит фактически насильственная незавершённая смена пола у воплощения грубой маскулинности Белиала, тогда как более феминные черты оказались у вполне функционального Дуэйна. Отсюда главные проблемы и конфликты, как между самими братьями, так и между ними и внешним миром. Сам режиссёр хотел, чтобы зритель изначально сопереживающий героям, в финале окончательно осознавал, что они монстры и неважно, кто или что послужило причиной для их действий. То, как братья ведут себя, не оставляет для них или для него по Фрейду шанса на счастливый финал. По задумке Хененлоттера, именно для осуществления этого плана вводится в рассказ характер, так напоминающий выживших девушек из хорроров.
На такую странную и безумную идею выбить бюджет у крупных студий было невозможно. Посему финансирование собиралось по крупицам среди товарищей режиссёра, а фильм был в затяжном производстве 4 года из-за вечной нехватки денег. По этой же причине кино имеет ряд жёстких ограничений. Снимали на 16-мм киноплёнку, Белиал оживлён с помощью весьма неряшливой покадровой анимации, а иногда это просто рука режиссёра в резиновой перчатке. Также создатели не могли позволить себе официально договориться с властями для съёмок на натуре. Так что сцена с забегом главного героя в голом виде по знаменитой 42-ой улице осуществлена тайно и показывает насколько в 1982-ом году всем было плевать на подобное поведение в этом районе. Лента определённо стоит того, чтобы её увидеть. За интересную концепцию, а также целеустремлённость она получает от меня тройку с плюсом по пятибалльной системе. Выйдя в кинотеатрах, картина не стала хитом и вяло прокатывалась в течении двух лет, пока не состоялся выпуск на кассетах. Вот тут-то фильм постепенно и набрал армию поклонников, благодаря которой спустя восемь лет режиссёр снимет продолжение. Однако это совсем другая история и время.
Плюсы: 1) отличная для бюджета и жанра актёрская игра 2) оригинальная концепция 3) отличная атмосфера
Минусы: 1) недостаток бюджета, из-за которого не получилось осуществить всё задуманное
Подписывайтесь, комментируйте, а если репост в социальных сетях сделаете, то вообще огромное спасибо.