Есть дебютанты, которые ярко заявляют о себе, а потом сдуваются. Есть заслуженные режиссеры, у которых первый блин вышел комом. А есть и те, кто сразу вошел в историю. Вот о таких киноделах сегодня и поговорим.
Орсон Уэллс (Гражданин Кейн, 1941)
Хотя Орсон в 1938 году снял фильм Слишком много Джонсона, тот был частью экспериментальной театральной постановки и не имел смысла без нее. К тому же, в те времена лента публично так и не была показана, а пленка вообще считалась утерянной до наших дней. Так что полноценным дебютом стал легендарный Гражданин Кейн. Совсем молоденький Уэллс умудрился заключить контракт с RKO, по которому у него была полная творческая свобода, пока он вписывается в бюджет (в итоге 800+ тысяч $). Для вдохновения режиссер смотрел фильмы пачками. На главную роль взял себя, а съемки продлились 4 месяца.
Нормального проката не получилось, потому что медиамагнат Уильям Рэндольф Херст, послуживший прототипом для главгероя, устроил фильму настоящую войну. По этой же причине с наградами тоже не задалось. Зато теперь Гражданин Кейн стабильно входит во всякие топы лучших фильмов в истории (на IMDB 94-е место) и считается прорывным для своего времени. Основные лавры достались режиссеру, но есть версия, что главным виновником успеха стал сценарист Герман Манкевич (см. фильм Манк).
Квентин Тарантино (Бешеные псы, 1992)
Работая в видеопрокате, Квентин снял свой первый любительский фильм День Рождения моего лучшего друга, но закончить его не успел, так как пленка сгорела. Зато удалось продать сценарий Настоящей любви за 30.000$. На эти деньги он и собирался снять Бешеных псов с друзьями в ролях и на черно-белую пленку. Через знакомых скрипт попал к Харви Кейтелю, тот заинтересовался, и под актера проекту выделили 1,2млн$. Правда, все равно приходилось жестко экономить, даже костюмы достались бесплатно. Съемки продлились 35 дней.
Премьера состоялась на фестивале в Санденсе, потом Псов показали в Каннах и других конкурсах. Призов особо много не собрали, но приняли фильм положительно. При довольно ограниченном прокате сборы составили 2,9млн$. Ну а после Криминального чтива резко возрос зрительский интерес и к режиссерскому дебюту. На сегодня лента занимает 90-е место в списке лучших фильмов на IMDB.
Гай Ричи (Карты, деньги, два ствола, 1998)
Ну и чтобы далеко не ходить, вот британский ответ Тарантинычу. И хотя творчество Ричи самобытное, их любят сравнивать. А начиналось все так: Мэттью Вон спродюсировал ричиевскую короткометражку Трудное дело, ее увидела жена Стинга Труди Стайлер и вложилась деньгами в полный метр при условии, что дадут роль ее мужу. Поскольку бюджет был всего 1,35млн$, звезд в кадре не оказалось. Зато оказались дебютанты Джейсон Стэтхем и Винни Джонс, а также другие колоритные личности. Производство растянулось на 8 месяцев.
Премьера состоялась на фестивале в Эдинбурге, а крайне успешный прокат на Родине начался через несколько дней. В США фильм пристроить не получалось, тогда Стайлер связалась с Томом Крузом и попросила прийти на спецпоказ для потенциальных покупателей. Тот пришел, а в конце сеанса встал и сказал, что это лучший фильм, который он видел за последние годы и что будет глупостью его не купить. Мировые сборы составили больше 28млн$, а сейчас Карты, деньги, два ствола на 152-ом месте IMDB.
Сидни Люмет (12 разгневанных мужчин, 1957)
После Второй мировой войны Сидни стал театральным режиссером, а потом перешел на ТВ. Этот опыт ему пригодился, когда дело дошло до кинодебюта - экранизации телеспектакля 12 разгневанных мужчин. Бюджет скромный - 350.000$, актерский состав мощный (главная звезда Генри Фонда, а двое актеров перешли из оригинала). Сначала две недели репетировали до посинения, а потом три недели активно снимали.
В прокате фильм не отбился, и Фонда обвинял в этом студию. На Оскар были только номинации, зато выдали награды от BAFTA, на Берлинском и других фестивалях. Сегодня 12 разгневанных мужчин не просто считается настоящей американской классикой и занимает 5-е место на IMDB, по нему учатся в профильных заведениях. Существует несколько римейков, в том числе 12 от Никиты Михалкова.
Джон Лассетер (История игрушек, 1995)
К началу 90-х Лассетер уже имел Оскар за короткометражный компьютерный мульт Оловянная игрушка, пилил рекламные ролики в анимационном отделе Pixar и мечтал с товарищами о большом кино. Дела шли откровенно так себе, поэтому пришлось заключать не очень-то выгодный контракт с Disney. Так закипела работа над Историей игрушек - первым полнометражным мультфильмом, сделанным полностью из 3D-графики. Мышиная корпорация давила во всем, хотела сделать мюзикл, а когда была готова первая половина, случился перерыв на 3 месяца для переделки сценария.
После всех приключений История игрушек стала самым кассовым фильмом в американском прокате того года, а на сегодня ее сборы 394млн$. Потом был повторный релиз в 3D, а серия разрослась до 4 частей. Изменивший индустрию мульт сейчас на 81-ом месте IMDB, а Джон за него получил специальный Оскар вне категорий.
Друзья, как вам эти фильмы? А вспомните еще примеры? Делитесь в комментариях!
И не забудьте поставить лайк и подписаться!