Имя Уильяма Теккерея ассоциируется с одним из главных его произведений — «Ярмаркой тщеславия». С историей о коварной Ребекке Шарп, которая с помощью лицемерия и хитрости пробивается в высшее общество Англии 19-го века. Сам же роман в 20-м и 21-м веках набрал популярность благодаря многочисленным экранизациям.
Каждая из экранизаций «Ярмарки тщеславия» стала отражением времени и общества, ее создавшего. Во время торжества реализма роман превратился в поучительную историю, с появлением в кино цвета он стал гротескной комедией, а в наши дни изменились взаимоотношения героя и зрителя.
В день рождения Уильяма Теккерея — а сегодня писателю исполняется 210 лет — вспомним фильмы-экранизации «Ярмарки тщеславия». В конце 20го века сняли еще и несколько мини-сериалов, но о них можно говорить отдельно.
Вернемся именно к фильмам. Какие же из них удачно интерпретировали роман, а на какие даже не стоит тратить время?
1932 «Ярмарка тщеславия»
Первый звуковой фильм с одноименным названием вышел в 1932 году. Пожалуй, это самое краткое содержание романа. Весь сюжет сосредоточен на Бекки, которая все также стремится к лучшей жизни. Особое внимание сценаристы уделили двуличности героев. Несмотря на то, что истории второстепенных персонажей опущены, каждый из них уличается во лжи и двуличности. Сама же Бекки в начале фильма чем-то напоминает Элен Курагину. Эдакая роковая красотка, которая то пленяет своей внешностью, то пытается обманом выйти замуж.
Действие «ярмарки» перенесено в современность: герои ездят на машинах, свободное время проводят в казино, и носят одежду 30-х годов. Изменился и сюжет: нет войны с Наполеоном, нет и богатой тетушки, от которой все ждут наследство.
В 20-30-х годах в американском искусстве царствует реализм. Скорее всего, этим обусловлен финал фильма. Если в романе Теккерея Бекки все-таки смогла выйти сухой из воды, то Бекки из фильма остается в одиночестве. Без друзей, былой красоты и средств к существованию.
1935 «Бекки Шарп»
Буквально через три года после «Ярмарки тщеславия» в прокат выходит фильм «Бекки Шарп», и это снова экранизация Теккерея. Возможно, эта картина не была бы такой примечательной, если бы не одно «но»: фильм «Бекки Шарп» получил титул первого цветного полнометражного фильма. Эта своеобразная награда прославила не только фильм, но и актрису Мириам Хопкинс, исполнившую роль Ребекки, как первую женщину «в цвете».
Это далеко не тот цвет, который мы привыкли видеть. Девушки в кадре выглядят неестественно румяными, а каждый цвет пытается завоевать внимание зрителя. Однако, благодаря этим ярким пятнам, даже костюмы стали действующими лицами.
«Бекки Шарп» – это уже не столь сжатая версия романа, какую зрители увидели в 32-м году, но тем не менее основное внимание все еще приковано к судьбе Бекки. В этом фильме она превращается из кокетливой Скарлетт О’Хара, вокруг которой всегда вьются кавалеры, в истеричную лицемерку. Героиня полностью оправдывает свою фамилию – Шарп (от англ. «острый»): острая на язык хулиганка то запустит книгой в бывшую учительницу, то съязвит дамам на балу.
Как ни странно, Ребекка не скрывает своей двуличности. Особенно ярко это подчеркивает монтаж: вот Бекки рыдает из-за «несправедливого» обвинения, склейка, смена кадра, и Бекки уже хохочет, наслаждаясь удачной аферой.
Резкие смены эмоций и их гротескное проявление вызывают у зрителя улыбку. Если «Ярмарка тщеславия» 1932 года – это драма с печальным финалом, то «Бекки Шарп» — это комедия, с хитрой хулиганкой в главной роли.
2004 «Ярмарка тщеславия»
В 2004 году на экраны вновь выходит фильм под названием «Ярмарка тщеславия». Вот здесь мы видим роман Уильяма Теккерея во всей красе. Фильм охватил многое: историю девства Бекки, судьбу второстепенных персонажей, переживания и радости героев.
Сложно сказать, что «Ярмарка тщеславия» полностью погружает нас в атмосферу Лондона 19-го века и передает все задумки писателя. Однако Бекки Шарп перестает быть гротескным персонажем, да и остальные герои выглядят более продуманными, отличаются друг от друга (что не удивительно, не считая сериалов, это самая длинная экранизация романа).
Наиболее яркая отличительная черта фильма – это отношение зрителя к главной героине. Это уже не то «и поделом», что отразили в первой экранизации, это не снисходительная улыбка, которую мы посылаем «Бекки Шарп». Теперь мы сопереживаем Ребекке, с интересом следим за развитием ее судьбы. Как Хичкок в «Психо» заставил зрителя переживать за судьбу антагониста, так и сейчас мы надеемся, что у авантюристки Бекки в финале все будет хорошо.
Литература и кино объединились, чтобы поразить зрителя, а реальность наложила свой отпечаток. Пожалуй, в первую очередь стоит посмотреть последнюю экранизацию «Ярмарки тщеславия», ради интереса можно взглянуть, на «Бекки Шарп», но вот первый звуковой фильм по Теккерею понравится далеко не всем, да и полное представление о романе о не даст.
P.S. Автор не стремился охватить все экранизации. Еще есть немые фильмы и мини-сериалы, но о них мы поговорим как-нибудь потом :)
Короткие рецензии и заметки о кино вы можете прочитать в моем телеграм канале https://t.me/joinchat/TKcvi9vpjxt1N-QU