Найти тему
Учитель гармонии

"Неправильные пальцы кусаются": роскошь занятий ДМШовца с домашним "цербером"

Летний труд будущей пятиклассницы. Мама не дремлет!
Летний труд будущей пятиклассницы. Мама не дремлет!

Нынче я намерена изложить нечто такое, что для коллег-пианистов само собой разумеется, но поверхностного обывателя может повергнуть в шок.

Поскольку мой канал откровенно избалован мыслящей аудиторией экстра-класса, позволю себе начать "с места в карьер": играть на рояле произвольными пальцами исключительно вредно. Если играющий, на данный момент, не может обеспечить стопроцентный контроль собственными силами, то неравнодушное сопровождение ему показано безальтернативно.

Не согласны? Не тратьте время юного человека на "обучение" музыке. Даже "лайт-версия" ДМШ не пройдёт, если закрыть "для ясности" глаза на вопросы аппликатуры. Вы же не хотите искалечить руки и психику ребёнка? Не сложится и с общим фортепиано "по остаточному принципу", раз уж нет решимости абсолютизировать выбор пальцев в каждом пункте программы.

Вспоминая собственное ДМШовское детство в родном подмосковном городе, я уже было наводила на канале едкую самокритику по поводу игры случайными пальцами. Преподаватель, пламенная и артистичная, настоящий художник, была далека от занудства - я же, слухачка, изображала на клавиатуре нечто "из головы". Быстро запоминала, как должно звучать, - и, не гнушаясь приблизительности, выдавала сомнительного качества продукт. Мило, эмоционально, неплохим звуком... Техника не складывалась.

Дружественные, сочувствующие дамы из числа педсостава поговаривали между собой: мол, жаль, неважная у Наташи координация, не светит ей большая сцена - обидно, при таких-то слухе и памяти! И ведь дело было, кажется, не в природных нелепостях-неуклюжестях той самой Наташи - а в элементарном отсутствии у неё регулярной и продуктивной работы. Масла в огонь подливало родительское отношение к музыкальному образованию - как к сугубо дополнительному. Позже мне удалось переломить ситуацию.

В 15 лет я, неожиданно для многих, штурмовала теоретическое отделение "Мерзляковки" (спустя ещё 10 лет - "повторно", но уже в качестве начинающего педагога СПО). Честно говоря, не припомню, чтобы меня в училище кто-нибудь тыкал носом в пальцевую халтуру: как-то оперативно сама дошла до необходимости дисциплинироваться. Мне хватило одного семестра и одной четвёрки в зачётной книжке, чтобы проникнуться мыслью: "Верная аппликатура - это спасительно и УДОБНО! Это - полезно! Это развивает не только руки, но и голову!" Последнее для меня, дочери учёных-физиков, послужило наиболее весомым аргументом. Я стала ревностно следить за выбором и осмыслением пальцев.

Пришли первые локальные успехи. Этюды Черни, Мошковкого и Клементи перестали казаться запредельной нагрузкой - а за ними последовали гаммы во всей красе. Однокурсники-теоретики, сплошь вышколенные в Москве, всё реже и реже иронизировали надо мной во время фортепианных испытаний - пока и вовсе не успокоились. Для того были реальные основания.

Что стоит за халатным отношением к аппликатуре? По факту, это согласие при каждом новом исполнении пускать в ход РАЗНЫЕ комбинации пальцев. Сухой остаток? Ноль. Пустота. Нечему отложиться в мозгу. Для запоминания, в том числе и моторного, остро необходима системность повторений. Непрерывное обновление "данных" - путь в никуда.

Аппликатурное единообразие в пианизме, как мне видится, должно стать потребностью ещё на школьном этапе формирования музыканта. Вариативность доступна лишь великим, давно и крепко сложившимся. Внешний контроль - тот единственный механизм, который в состоянии проложить путь здорового и свободного выбора. Как долго он будет актуален? Нельзя сказать наверняка: дети развиваются "нелинейно" и своеобразно.

Созревание до самостоятельности = озарение. Его невозможно пропустить, оно придёт легко и естественно. Главное - не принимать желаемое за действительное, не "назначать" автономию ребёнка, к автономии всё ещё не готового. Не трубить во все рога: "А мой разбирает и учит сам!" - не будучи в состоянии объективно оценить качество независимых трудов школьника.

Анализ вариантов аппликатуры, "проставление пальцев" - тяжёлая и кропотливая работа, и выполнить её может ТОЛЬКО профессионал. По моим понятиям, в пределах плановых урочных часов... для подобной деятельности, руками педагога, времени найтись не должно (на уроке нужно звучать - только бы успеть прозвучать). Вывод: или учитель выполняет это самостоятельно, дома - либо он всего лишь слегка корректирует версию своего "подмастерья". В роли ассистента может выступить или родитель-музыкант, или специально приглашённый и оплаченный репетитор. Впоследствии вступает в свои права пресловутый контроль.

При таком сценарии можно без натяжки говорить о постановке рук, о фиксации правильных движений и взаимосвязях слуха с моторикой. Мне искренне жаль, что для меня всё это стало доступно лишь в студенческом возрасте. Стараюсь выстроить обучение дочери резко отлично от своего собственного, обеспечить её весомой поддержкой и застраховать от ошибок на школьной ступени. В глазах сторонников игрового подхода к жизни, коих всё больше вокруг, я выгляжу эдаким домашним цербером. Как не вспомнить: "Нинка будь здоров шпарит, потому что у неё мама злая!" Так говаривала ещё в первом классе соученица моей (ныне 11-летней) дочери, выросшая в парадигме "Живи легко!" и сошедшая, закономерно, с ДМШовской дистанции. В том же возрасте мой ребёнок рассуждал так: "Неправильные пальцы кусаются"...

Я давно преподаю теорию, сольфеджио и гармонию самым разным по своей предыстории "мерзляковцам". Что бы ни играли ребята на рояле в процессе урока (будь то гамма, мелодия, дуэтная композиция, гармоническая цепочка или "хоровая" пьеса собственного сочинения), - я обращаю их внимание на выбор участвующих пальцев, на аппликатурную логику, в том числе и выверенную веками, незыблемую, традиционную. Одни прислушиваются и благодарно принимают, другие - игнорируют как лишнюю для себя информацию. У непианистов подобное отторжение аппликатурной дисциплины приобретает порой гротескные формы: у меня возникает ряд вопросов к их преподавателям по общему фортепиано. При первой возможности - делюсь с коллегами своими невесёлыми мыслями.

Порядок под пальцами - порядок в сознании.

Недешёвый, как выясняется, порядок.

Затраты ресурса на его поддержание... могут быть, в зависимости от конкретного случая, очень разными. Но от них не спрячешь голову в песок, факт.

Никого не обманываем - просто работаем, делаем качественно своё дело.

Ибо практичные люди...