Найти тему
Колосс Родосский

«Крылья Третьего Рейха» - организация немецкого Люфтваффе

Материал для статьи взят из научной публикации «Организация Военно-воздушных сил Германии в годы Второй Мировой войны» кандидата исторических наук Кольга Г. И.

Зная о немецкой военной концепции блицкрига мы часто представляем танковые армады, но свою огромную роль в этих планах сыграли ВВС. Триумфом для воздушного флота стали бои 1939-1940 года, доказавшие высокое мастерство немецких пилотов. После перелома в войне и открытии союзниками второго фронта, Люфтваффе утратило свое преимущество и было уничтожено.

По мнению Кольга. Г.И., в советское время изучению военно-воздушных сил того периода было посвящено крайне мало работ. Не раскрывали даже темы состава и особенностей советской авиации. В тех работах, которые этого все же касались, был явный дух пропаганды и безосновательных утверждений. Совершенно не понятным оставалось влияние авиации на ход войны.

К счастью, на сегодняшний день детищу Геринга посвящено куда больше внимания и регулярно всплывают новые интересные подробности. На основании немецких документов и воспоминаний летчиков удалось воссоздать понимание структуры Люфтваффе и ее проблем.

Важно понимать, что немецкие ВВС это не только самолеты. Туда включалась авиация, зенитная артиллерия, связь, парашютные войска, а также соединения наземных войск «Герман Геринг.

Немецкий парашютист
Немецкий парашютист

Количественный состав немецкой боевой авиации на начало ВМВ отлично оценил белорусский исследователь В.Н. Шунков:

- 30 бомбардировочных групп (1180 бомбардировщиков)

- 13 истребительных групп (771 истребитель)

- 9 групп пикирующих бомбардировщиков (336 самолетов)

- 10 групп истребителей бомбардировщиков (408 самолетов)

- 1 группа штурмовиков (40 самолетов)

Помимо этого самолетного парка был специальный и транспортный, его состав тоже впечатляет:

- транспортные самолеты (552 единицы)

- 23 эскадрильи дальней и ближней разведывательной авиации (721 общая численность)

- 14 эскадрилий береговой авиации (до 150)

- 2 эскадрильи корабельных (несколько десятков)

- 2 эскадрильи самолетов для авианосцев (несколько десятков)

- 55 самолетов специального назначения

Российский историк С. Платов приводит свои цифры, считая общее количество самолетов на начало войны в 3729. Из этого числа, боеспособность была у 80-90% техники (что очень хороший показатель). Германия делала ставку на истребители и бомбардировщики и очень мало финансов выделялось на стратегическую авиацию при полном отсутствии воздушных резервов.

Эскадрилья BF-109
Эскадрилья BF-109

Высшим звеном руководства было Верховное командование люфтваффе (ОКЛ). Отсюда отдавались приказы о военных операциях, обеспечении и общей стратегии действий.

Базовыми единицы люфтваффе:

- «Rotte» два самолета

- «Schwarm» Звенья из четырех или трех самолетов

- «Staffel» эскадрилья из 12 самолетов

На тактическом звене были 3 эскадрильи «Staffel» по три самолета (на подстраховку к ним приписывались еще три). Общий штат эскадрильи был 12 самолетов.

Три таких эскадрильи входили в «Gruppe». Командир такой группы и офицеры штаба входили в звено «Stabsshwarm». Общая численность группы доходила до 40 самолетов и им полагался отдельный аэродром.

Три группы и штабное звено организовывали эскадру «Geschwader». Также в нее могли входить самолеты специального назначения. По штату 120 самолетов.

В штабе авиаэскадры были должности:

- командир эскадры

- адъютант

- офицер по оперативным вопросам

- офицер по организационным вопросам

- офицер разведки

- штурман эскадры

- техник эскадры

- начальник связи эскадры

- фотограф

- офицер метеослужбы

Офицер Люфтваффе
Офицер Люфтваффе

В штабе числились несколько боевых самолетов на случай необходимости. Дальше в структуре шли авиационная дивизия «Fliegerdivision» и авиационный корпус «Fliegeкkorps» . Эти подразделения отвечали за работу в определенном районе и давали эскадрильям право самостоятельности в решении тактических задач. Количество дивизий и корпусов постоянно менялось, в них могли вводить новые типы самолетов с задачами дальней или ближней разведки или одномоторные истребители.

Высшим объедением, после которого шла только группа армий, был воздушный флот из нескольких корпусов. Всего в войну действовали 8 корпусов, в каждом из которых была зенитная артиллерия и десантники. Примерное общее количеств самолетов в корпусе было 1200. Наличие разного рода соединений позволяло действовать универсально и в небе, и на земле.

Важно отметить, что авиадивизии имели в своем парке как бомбардировочные и истребительные, так и разведывательные эскадры. Их общая численность сильно скакала – от 200 до 750 самолетов. О каждом корпусе можно почитать в работе К. Залесского.

Разведчик "Фокке Вульф 189"
Разведчик "Фокке Вульф 189"

Авиационные флоты в первую очередь организовывали обеспечение сухопутных войск Вермахта. К примеру, во время нападения на СССР воздушные флоты обеспечивал группы армий:

- «Север» 760 самолетов (1-й флот)

- «Центр» 1600 самолетов (2-й флот)

- « Юг» 1000 самолетов, в том числе 700 румынских машин (4-й флот)

- «Норвегия» 307 самолетов финского производства

Главным организационным документом был «Боевой устав авиации № 16», где разъяснялись задачи, способы взаимодействия с сухопутными войсками.

-6

Задачи, закрепленные в уставе:

1) Завоевание господства в воздухе

2) Поддержка сухопутных войск

3) Поддержка ВМФ или решение задач на море своими силами

4) Нарушение коммуникаций противника

5) Подрыв военной мощи противника

6) Уничтожение стратегически важных объектов противника в его тылу

Для поддержки сухопутных войск использовали следующие модели самолетов:

- пикирующий бомбардировщик «Ju 87»

- истребитель с возможностями бомбардировщика «Bf. 110C»

- истребитель-бомбардировщик «Bf 109E»

- бомбардировщики «Hs. 123A»

Бомбардировщик "Юнкерс 87"
Бомбардировщик "Юнкерс 87"

Иногда авиационные подразделения отдавались на управление Вермахту. Чаще всего это были зенитные или разведывательные подразделения. Координировали эту работу штабы люфтваффе при армейском командовании.

С возникнувшей необходимость действовать на нескольких театрах военных действий штатная численность люфтваффе почти нигде не соблюдалась и все больше самолетов передавалось в управление Вермахта. Там все самолеты заставляли безостановочно работать, даже над сложными или невыполнимыми для себя задачами.

Командование считало что даже незначительный, но постоянный налет ослабляет противника. Наибольшим абсурдом видится применение тяжелых бомбардировщиков «Не. 177» для ударов с малых высот, за неимением других вариантов.

-8

Наработанное взаимодействие Люфтваффе с Вермахтом дало немцам то самое преимущество перед советской авиацией в начале войны, которая имела слишком большое деление и не могла действовать эффективно в массовых налетах.

Развал немецкой системы начался в 1944 году, когда почти все бомбардировщики были уничтожены силами союзников. В 1945 году, вынужденные отступать штабы люфтваффе оказались разделены и не могли нормально взаимодействовать. К тому моменту наполовину сократилось число транспортных самолетов и только парашютисты и остатки истребителей сохраняли боеспособность.

-9

Несмотря на высокую боеспособность и выучку немецких воздушных подразделений, следует выделить и ошибки. Основными причинами развала стали несоблюдение своего же устава – вместо стратегических бомбардировок авиация все чаще прикрывала пехоту и действовала на фронте, так же можно выделить распыление сил, которое стратегически никак не помогло ни на одном из участков фронта.

Уважаемые читатели, оставляйте ваши комментарии по теме, а также читайте другие мои статьи:

Как дополнительно защищали танки во Вторую мировую войну?

5 причин, почему Германия напала на СССР

Почему Япония не напала на СССР в Великую отечественную войну?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц