Найти тему
В поисках красоты

🌺15 шедевров Эрте, которые можно купить прямо сейчас, часть II: магия Ар Деко

Продолжаем исследовать необычное творчество одного из выдающихся художников эпохи Ар Деко на примере тех немногочисленных из его работ, которые доступны к покупке пряма сейчас. А заодно, наслаждаемся уникально эстетикой последнего из больших художественных стилей и пытаемся понять в чем состоит секрет магии Эрте.

Позиции 1-5 списка описаны в предыдущей статье, далее – по восходящей: самые дорогие интересные экспонаты, правда – с моей исключительно субъективной точки зрения.

Итак, пункты 6 и 7 занимают две скульптуры Эрте равнозначной стоимости (впереди таких будет много) – каждую можно приобрести за 6850$.

6. Первая: «На проспекте» - в сущности относительно простая бронзовая скульптура, в которой практически нет динамики и пластичности. Она приглянулась мне вовсе не за это, а благодаря своей атмосферности – тому, как ярко и безыскусно передает она дух, стиль и красоту эпохи Ар Деко. Все тот же легкий, тонкий силуэт, но простота его движения, как всегда запечатленного Эрте с безукоризненной дотошностью, как нельзя лучше иллюстрируют главное достижение эпохи – свободу. Конечно, свободу для женщин, для их взглядов, жизни и интересов…

Статуэтка "На проспекте", Эрте
Статуэтка "На проспекте", Эрте

7. Вторая скульптура – «Кабаре», также является трехмерным воплощением эскиза костюма, созданного Эрте к оперетте Оскара Штрауса «Эйн Вальцертраум» («Мечта вальса») в 1940 году. Кого как, а меня в ней привлекают реалистичные складки и изломы ткани, благодаря которым хрупкая фигурка будто бы оживает и наполняется движением. Странно, но кажется, что если прикоснуться к ее платью, пальцы ощутят не холодный металл, а мягкую теплоту роскошной ткани…

Такова магия Эрте – тщательность изготовления каждой детали. Не случайно художник сам следил за каждым этапом изготовления скульптуры: делал эскизы, модели из глины и гипса, следил за отливкой формы и конечной стадией изготовления методом «утраченного воска».

«Метод утраченного воска»: скульптура первоначально делалась из воска, потом по ней создавался глиняный слепок, при нагреве слепка воск внутри него таял, и пустое пространство заполнялось бронзовым сплавом.

Каждая скульптура Эрте создавалась тиражом от 375 до 500 экземпляров, после этого все слепки и формы уничтожались, поэтому каждая из сохранившихся изящных фигурок обладает исключительной ценностью.

8. «Joie de Vivre» (фр. «Радость жизни») (7850$) еще одно хрупкое произведение Эрте, в котором помимо роскошной эстетики Ар Деко также присутствует и природная мягкость модерна. Она ощущается в радостном трепете крыльев бабочек из сусального золота, в мягких завитках и изгибах воздушного, бирюзового платья, в общей теме весны, нежности, жизни, которое буквально физически ощущается в невероятной грации и изяществе маленькой фигурки. Снова благодаря таланту художника ткань кажется настоящей, а движение незаконченным мгновением, пойманным в объектив фотокамеры…

А ведь на самом деле это удивительно нежное произведение тоже изначально было всего лишь костюмом, созданным Эрте по просьбе известной театральной актрисы Ганны Вальска для оперы Fedora.

9. И снова равноценные произведения, стоимость каждого – 8850$.

Первая «Бал Табарин» - снова маскарадный костюм, больше похожий на шедевр какого-то современного модельера. Особое очарование ему придает контраст резких металлических граней серебряных звезд и мягких изгибов многочисленных завитков. Опять, как и в других скульптурах Эрте отдельное эстетическое удовольствие доставляет фактура и реалистичность ткани – все-таки многолетняя карьера успешного модельера нет-нет да и проявлялась в таких жанрах искусства, которые, казалось, совершенно чужды миру моды и одежды.

10. Вторая «Огненный танцор» - роскошный, невероятно динамичный образ, вдохновленный балетом Игоря Стравинского 1910 года «Жар-птица», в котором по сюжету, в момент, когда Жар-птица околдовывает волшебных существ, посланных Кощеем вдогонку за Иван-царевичем, исполнялся сложный энергичный танец («Адский танец»), пластика и динамика которого, безусловно, не могла оставить равнодушным такого ценителя как Эрте.

11. Третья и моя любимая – "Копакабана": красочная, изящная, волшебная – настоящее воплощение праздника жизни, хрупкой и соблазнительной красоты, экстравагантной роскоши, утонченности и элегантности. Это совершенство формы и силуэта, игра воображения и сказочных фантазий, от которых перехватывает дух. Ну и конечно, мои любимые складки и драпировки – их скульптурная выразительность у Эрте просто завораживает, - безумно хочется потрогать, проверить «ткань», но, как и для любого ценителя прекрасного из числа простых обывателей, для меня – это неосуществимая мечта… Вот если бы у мен было 9000$...

12. …то их все равно не хватило бы ни на один из четырех последних шедевров в этом списке: цена каждого из них – 9850 $... Ну что ж, давайте хотя бы посмотрим, что в них такого особенного (хотя, что бы не было, для меня ничто не сможет потеснить «Копакабану»)

Первая – сериография «Морская звезда». Да-да – простой графический рисунок с отделкой из фольги, да еще и сделанный по трафарету ни в одном экземпляре, обойдется почти в 10000$. Однако, если принять во внимание исключительность авторства и непревзойдённый талант художника, да еще сдобрить все это особенным очарованием притягательной магии Ар Деко, цена уже не кажется такой баснословной.

Сериография "Морская звезда", Эрте
Сериография "Морская звезда", Эрте
Это произведение также является репликой некогда созданного эскиза костюма морской звезды для Флиса Бержера 1919 года к постановке «Fond's de la Mer». Помимо морской звезды Эрте также создал костюмы осьминога, омара, ската, золотой рыбки

Судя по серигорафии костюм был бы как минимум очень экстравагантным: увлекаясь красотой драпировок, фактуры ткани, ее отделкой и фасоном изделия, Эрте в то же время не забывает, что создает его для женщины, в результате у него, как всегда, получается нечто особенное, выдающееся, утонченное и прекрасное…

13. Вторая – «Фаворитка короля». Это в общем-то несколько нетипичное произведение: нет устремленности ввысь, подчеркнутой вертикальности силуэта, которая характерна для всех скульптур Эрте (кто-то видел в этом символ появившихся в эпоху Ар Деко многочисленных башен-небоскребов), нет и ритмичности, динамики: фигурка как бы застыла в ожидании – простой, очень статичной позе…

Но если приглядеться, все встанет на свои места: мы увидим, как изящно балансирует хрупкая женская ручка на шелковой подушке, которая вот-вот скатится с царственного ложа… И, вуаля, - появляется магия движения… Оно ощущается в едва заметном колыхании мягких шелковых складок серебряного шлейфа, волнами ниспадающего с плеч прекрасной адалиски, трепете пера, и даже в игривой мягкости нежных драпировок ткани на приподнятом колене… Эрте никогда не изменяет себе.

14. Третье произведение – сериография «Изумрудная ваза II (черная)» 1986 года в сущности с относительно простым сюжетом, в котором нет ни особой роскоши, ни яркости, ни так любимой Эрте динамики, лишь символ – возвышенный, тонкий, устремленный ввысь, - символ прекрасной эпохи.

 Сериография «Изумрудная ваза II (черная)», Эрте
Сериография «Изумрудная ваза II (черная)», Эрте

Не знаю почему, но когда-то очень давно, при изучении вскользь искусства Ар Деко это изображение преподносилось нам как самое типичное для декоративного искусства той поры. Прошло много лет, но всякий раз, как только я слышу волнующее «Ар Деко» в моем сознание всплывает этот белоснежный силуэт, в окружении золотых дисков… К своему стыду, о том, что это тоже Эрте я узнала относительно недавно…

15. Последнее произведение в списке, как и первое, тоже носит очень символичное название: «Деко». По сути, эта изящная скульптурка действительно является воплощением квинтэссенции блистательной эпохи так любимой Эрте. Первоначально созданная как уникальный дизайн платья для женского журнала в 1924 году, обретя трехмерность, она превратилась в символ.

Статуэтка "Деко", Эрте
Статуэтка "Деко", Эрте

В ней есть все элементы Ар Деко: строгость форм, восточная экзотика в образе модели, резкие, зигзагообразные линии, спокойные цвета и яркие акценты, блеск золота и магия бесконечного черного, смелость и свобода образа, его откровенность и элегантность, утонченная роскошь и вечное стремление ввысь – все, что в полной мере было характерно и для особенного, невероятно тонкого и изящного, воздушного мира великого Эрте.

🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺

Другие статьи канала, посвященные Ар Деко: