Найти в Дзене
История культуры СССР

Евтушенко без глянца. Битва за "Фуку"

Главный цензор СССР Павел Романов не любил поэта Евтушенко. Даже догадываясь о его тесной дружбе с руководством КГБ. Фронтовик Романов нутром чувствовал двойное дно поэта. Он противодействовал публикации романа "Ягодные места", поэм "Братская ГЭС", "Мама и нейтронная бомба", Но и Евтушенко в долгу не оставался. Поэт организовал Романову выволочку в Комитете партийного контроля при ЦК КПСС, который возглавлял товарищ Пельше. Унижение для коммуниста серьезное. Война поэта и цензора продолжилась. В 1985 Евтушенко написал поэму "Фуку". Отрывки опубликовала "Литературная газета", а всё произведение он отнес в "Новый мир" - литературный журнал N1 Советского Союза. Главлит "упёрся рогом" и визировать публикацию отказался. Романов заявил, что поэма будет опубликована "только через его труп". Серьезная заявка, согласитесь. Дело в том, что в "Фуку" наряду с диктаторами Чили, Парагвая, Муссолини и Гитлером, поэт помянул имена Берии и Сталина. По существовавшей к 1985 году брежневской д

Главный цензор СССР Павел Романов не любил поэта Евтушенко. Даже догадываясь о его тесной дружбе с руководством КГБ. Фронтовик Романов нутром чувствовал двойное дно поэта. Он противодействовал публикации романа "Ягодные места", поэм "Братская ГЭС", "Мама и нейтронная бомба",

Но и Евтушенко в долгу не оставался. Поэт организовал Романову выволочку в Комитете партийного контроля при ЦК КПСС, который возглавлял товарищ Пельше. Унижение для коммуниста серьезное.

Павел Романов
Павел Романов

Война поэта и цензора продолжилась. В 1985 Евтушенко написал поэму "Фуку". Отрывки опубликовала "Литературная газета", а всё произведение он отнес в "Новый мир" - литературный журнал N1 Советского Союза.

Главлит "упёрся рогом" и визировать публикацию отказался. Романов заявил, что поэма будет опубликована "только через его труп". Серьезная заявка, согласитесь. Дело в том, что в "Фуку" наряду с диктаторами Чили, Парагвая, Муссолини и Гитлером, поэт помянул имена Берии и Сталина. По существовавшей к 1985 году брежневской доктрине, Сталина и Берию было запрещено поминать в #СМИ. Считалось, что партия осудила их преступления на ДВУХ своих съездах и закрыла вопрос. Незачем сыпать соль на едва затянувшие раны. Вот Павел Романов и следовал государственной линии.

Но было лето 1985. Горбачев уже начал говорить двусмысленные фразы и произносил слово "ускорение" чаще обычного.

Пытаясь угодить новым веяниям, редакция "Нового мира" уговорила Евтушенко убрать остроту ряда рифм поэмы. Но и этот компромисс не устроил Романова. Он повторил - только через его труп.

Владимир Карпов
Владимир Карпов

Евтушенко написал письмо в редакцию "Нового мира", где были такие слова: "Я считаю, что руководство Главлита наконец должно быть наказано и суровейшим образом - ибо на протяжении стольких лет оно создает нервозную обстановку в литературе.... Почему же руководители Главлита до сих пор сидят на своих местах?... Тов. Романов, видимо, считает себя "сверхчеловеком", а " Главлит" - некоей организацией, стоящей над нашей партией. Подчиняться капризам тов. Романова и сносить их далее я не намерен".

После такого письма главный редактор журнала Владимир Карпов  поехал к Секретарю ЦК по Идеологии Михаилу Зимянину. Михаил Васильевич воевал - партизанил в Белоруссии. С Карповым у него сложились хорошие отношения. Ему главный редактор-депутат-Герой Советского Союза и процитировал несколько мест из "Фуку". Вот одно из них:

"Но на Колыму попадали разные люди, и не только невинные"- дальше шел рассказ про старичка "крепенького, свеженького", который у немцев душегубки обслуживал и за это уже "двадцать роков отбыл".

Или вот встреча Евтушенко в Южной Америке:

Предатель молодогвардейцев,

нет,

      не Стахович,

                        не Стахевич,

теперь живет среди индейцев

и безнаказанно стареет.

Владелец грязненького бара

под вывеской:

                        "У самовара",

он существует худо-бедно,

и все зовут его

                        "Дон Педро".

Михаил Зимянин, Евгений Евтушенко ( фото из свободного доступа в сети интернет)
Михаил Зимянин, Евгений Евтушенко ( фото из свободного доступа в сети интернет)

Зимянин попросил оставить всю поэму до завтра. На следующий день позвонил:

- посылай в печать

- но у меня без штампа Главлита не примут.

- я поговорю с Романовым.

Вскоре позвонил зам Романова Солодин и сказал, что добро получено. Нет, Романов не наложил на себя руки, он был отставлен от должности через несколько месяцев. А ушел из жизни в 1992, в возрасте 79 лет, вскоре после уничтожения СССР. К тому моменту #поэт и друг КГБ Евгений Евтушенко уже несколько месяцев преподавал литературу в Университете штата Оклахома (США).

Как вам интрига? Не кажется, что дело тут в личных симпатиях и антипатиях, а не в цензуре? А нам сегодня все преподносится в одной тональности. Да и разве сегодня нет цензуры? Цензуры денег.

Продолжение >>>

Подписывайтесь на мой канал, отмечайте знак "больше такого" и рассказывайте о нем в соцсетях.