Найти тему

Какая основная функция охраны труда контрольно-надзорная или консультационно-профилактическая?

Как гласит статья 209 Трудового кодекса РФ, Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Что происходит на самом деле?

С незапамятных времен служба охраны труда имеет негативный образ, а инженер охраны труда – неприятный человек, который придет и будет читать нотации.

Чаще всего образ инженера по охране труда у нас ассоциируется с неким таким отставным военным, который тычет в нескончаемые какие-то нормативные документы и говорит, что так нельзя, а так не положено.

Инженер охраны труда – это клерк, который ходит с какими-то журналами и регулярно просит в них расписаться то за одно, то за другое. При этом сами документы никто и, чаще всего, никогда не читал.

А еще инженер по охране труда – это как ищейка, которая выходит на охоту за нарушениями, и, что удивительно, всегда их находит. Начальника и работников привлекают к дисциплинарной ответственности, не включают в приказ на премию… А как нарушения исправить инженер по охране труда не говорит… Может не знает? А может у него KPI от количества найденных нарушений зависит? ...

Знаете, достаточно часто в разговорах с мастерами и рабочими я спрашивала, почему они не соблюдают, почему возникают нарушения, за которые потом применяют взыскания? Ведь все равно исправлять придется, только это можно сделать сразу!

Ответ всегда был один похож на другой вне зависимости от компании и подразделения.

Мы бы и рады все соблюсти, но не знаем как.

Получается занятная история. Разобраться рабочим в нескольких десятках и сотнях страниц нормативных документов достаточно сложно. Глаза, язык и мозг сломаешь, пока до конца абзаца доберешься. Чего уж говорить о доскональном изучении. Да и когда?

А подойти к инженеру по охране труда и попросить проконсультировать – это признаться в наличие нарушений, и точно также нарваться на взыскания и отсутствие премии.

И получается замкнутый круг.

Вот и сидят тише воды и ниже травы мастера и работяги, надеясь на авось. Авось проскочит и этот самый инженер по охране труда не заметит нарушение.

К чему я веду свое повествование?

Получается, что деятельность службы охраны труда можно охарактеризовать как контрольно-надзорную. Из опасений быть наказанными работники замалчивают о наличии проблем. Замалчивание не устраняет проблемы, а наоборот, они начинают накапливаться, и на одну проблему появляются еще несколько, и растут как снежный ком.

А дальше все как в русской поговорке "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". К сожалению, только тогда, когда накопившиеся проблемы привели к большой беде, руководство предприятия очухивается и начинает искать крайних, и, снова, наказывать. Но это, увы, не ведет к решению проблем.

Что можно сделать?

-2

Изменить принцип работы службы охраны труда. Контрольно-надзорную функцию заменить на консультационную и профилактическую, как то написано в законе, с целью разработки системы сохранения жизни и здоровья.

Сделать инженера по охране труда другом и помощником, к которому всегда можно обратиться за помощью, и он проконсультирует как сделать правильно, и как соблюсти требования правил безопасности на объекте и при проведении работ.