Найти тему

Какие мы, такая и Церковь. Неча на зеркало пенять...

Сейчас много критики слышится в адрес церкви. Впрочем, её и раньше тоже сильно ругали.

Церковь - это все мы. Церковь это не некая абстрактная конструкция. Все мы образуем тело церкви. Каковы мы, каковы отношения между нами, такова и церковь.

Мы не первый раз приписываем абстрактным конструкциям свойства личности, и предъявляем этим очеловеченным абстракциям требования и претензии, лишь бы снять с себя ответственность. Чувство вины можно навешать на человека, абстракции не страдают от деструктивного чувства вины и не собираются исправлять свои ошибки, поэтому у людей возникает мрачное чувство безнадёжности, ведь они не в состоянии усовестить и перевоспитать абстрактную конструкцию, построенную в собственном воображении.

Церковь как лакмусовая бумажка обнажает язвы нашего общества. То, что мы в миру можем не заметить, в церкви видно настолько явно, что не обращать на это внимание уже невозможно.

В церкви мы видим недостатки всего нашего общества в целом, а не только личные грехи отдельных людей. Может быть, в этом заключается одна из важных миссий церкви - выявлять и показывать все общественные недостатки.

В церкви явно видно раболепие, инфантилизм с желанием переложить ответственность за свою жизнь на чужие плечи, неумение создать здоровую общину со здоровыми отношениями, поклонение кумирам.

Неумение защитить себя и своего товарища. В церкви можно совершенно спокойно затравить неугодного человека, и никто за него не вступится. То же самое наблюдается и в рабочих коллективах, там тоже травят людей по указке неформального лидера.

Забитость, запуганность, безынициативность. То, что психологи называют "выученной беспомощностью".

Конфессиональный снобизм. Не будем читать Клайва Льюиса, потому что он англиканец. Не будем слушать Моцарта, читать Толкиена, признавать заслуги матери Терезы, потому что они католики. Не признаем достижения большой части человечества, потому что на нём не стоит печать православия. Будем читать только святоотеческие писания. И ещё, разумеется, ни в коем случае нельзя общаться с сектантами и атеистами, даже если они твои близкие родственники.

Проблем много, и это проблемы не церкви, это наши проблемы. Кто-то, глядя на неурядицы в православной церкви, мечтает о том, чтобы она развалилась. Думаете, от этого станет лучше? Церковь исчезнет, но мы-то останемся со всеми нашими тараканами в головах. Уж лучше сразу увидеть свои недостатки, чтобы поскорее от них избавиться. Или лучше пребывать в сладком счастливом неведении?

И, конечно, проблемы церкви не решаются увольнением и расстрижением священников. Уберёте одного самодура, придёт другой. Если подчинённые ведут себя как холуи, то начальник будет вести себя как самодур, и это будет продолжаться до тех пор, пока подчинённые не избавятся от холуйского поведения. Может быть, они втайне надеются, что какая-нибудь вредная православная бабушка напишет жалобу на их начальника-мучителя, и начальника уберут. Даже в этом случае их мытарства не закончатся, либо новый начальник окажется ещё большим самодуром, либо их прижмут где-нибудь в другом месте. Всё потому что человеку нужно приобрести недостающие ему социальные навыки. Для человека создаются условия, необходимые для его обучения. Да, жесткие условия, суровые условия, а никто не обещал, что будет легко. Окружающий мир будет учить человека до тех пор, пока этот нерадивый ученик не выучится и не сдаст экзамен.

Церковь - это школа человеческих отношений. И, судя по тому, что писали о церкви 100 лет назад, "школьная программа" до сих пор не изменилась.

Предлагаю вашему вниманию статью "Какова социальная роль самодуров".

Автор: Евгения Вазенмиллер