Хроники небольшого путешествия
(о Юрьеве-Польском см. здесь)
Этот город произвел на меня самое большое впечатление, вероятно потому, что то, что я сумел о нем узнать, оказалось слишком мало по сравнению с тем, что мне там открылось, поэтому ничего особенного я не ожидал. Но так случилось, что, остановившись в гостинице на самой окраине, мы пошли в город пешком и вышли на Николину гору, где когда-то был кремль, а теперь расположился Троице-Никольский монастырь, и сам монастырь был великолепен,
(листайте галерею)
но открывшийся с Николиной горы вид на город превзошел все мои ожидания. Никакие фото или тексты не способны отразить тот восторг, который вызвало у меня видение этого сказочного города.
(листайте галерею)
Когда в книжном магазине я спросил план Гороховца, продавщица сказала мне: «А его и нет. Да и зачем он вам? Все здесь перед вами, вокруг площади». Но продавщица была не в курсе, план есть, и его мне дали сначала в археологическом музее, а потом в информационном центре, причем бесплатно, как в лучших туристических городах. И план этот оказался не лишним, ибо интересных мест так много, что быстро сориентироваться без плана было бы затруднительно.
У подножья Николиной горы сохранилась древняя хаотичная планировка, в большинстве русских городов уничтоженная екатерининскими регулярными перепланировками, и это придает городу неповторимый облик.
Сретенский монастырь снаружи выглядит значительней, чем внутри – он еще не до конца обустроен.
(листайте галерею)
За рекой Клязьмой находится Знаменский монастырь, поскольку он за городом, там ведется обширное хозяйство, но посмотреть монастырь мы смогли только снаружи – на табличке была написана просьба временно воздержаться от посещения монастыря.
Из-за Клязьмы великолепный вид на город.
(листайте галерею)
Благовещенский собор столь величественен, что жителям Гороховца могли бы позавидовать жители любого губернского города.
Но главной достопримечательностью Гороховца считаются каменные палаты XVII века – местные жители полагают, что по их количеству Гороховец уступает только Москве, но, в отличие от московских, это палаты не боярские, а купеческие. Дом купцов Ширяевых ныне принадлежит Сретенскому монастырю, в доме Канонникова расположен археологических музей, а в доме Опарина – ЗАГС, причем эти палаты стоят на одной линии на набережной, представляя фрагмент улицы XVII в. В палатах Ершова сейчас гостиница, две небольшие палаты пребывают в необустроенном виде.
(листайте галерею)
Но самое большое впечатление на меня произвели еще одни палаты Ершова, последним владельцем которых был купец Сапожников. Здесь открыт музей купеческого быта. На первом этаже хозяйственные помещения, где хранится много полезных вещей. На втором этаже представлен купеческий быт XVII века – времени Ершова, столовая, комната хозяйки и комната хозяина, причем они соединены дверью, так что можно уединиться, закрыв дверь, а можно ходить друг к другу в гости. На третьем этаже купеческий быт конца XIX века – времени Сапожников. Этот купец, хотя и жил в основном в Казани, много денег тратил на благотворительность в родном Гороховце. Однако экспозиция построена в обратном порядке – сначала посетители поднимаются по парадной лестнице на третий этаж, а потом по внутристенным лестницам спускаются на второй и первый этажи. Служители музея очень приветливы и расскажут вам много интересного.
(листайте галерею)
Гороховец переживал расцвет в XVII веке, но петровские реформы, введшие рад ограничений и ужесточившие крепостное право, больно ударили по поволжской торговле – XVIII век словно выпал из архитектуры города. Только во второй половине XIX века, после отмены крепостного права, город снова расцветает, здесь появляются деревянные особняки в стиле модерн.
В одном из них, доме Морозова, сейчас находится музей технической мысли «Марфа Посадница» (так называлась построенная здесь баржа), а в советские годы он уцелел потому, что в нем расположился детский сад.
На средства купца Сапожникова в начале XX в. построена Всесвятская церковь, у которой ныне городское кладбище.
Город производит впечатление ухоженного, хотя я отыскал два заброшенных здания, но они выглядят скорее исключением, чем правилом. Кроме набережной Клязьмы здесь обустраивается еще и набережная реки Ключевой, правда сама река выглядит сейчас как Неглинная перед заключением ее в трубу.
(листайте галерею)
Жили мы в гостинице «Лабиринт», где замечательный завтрак приветливая хозяйка принесла нам прямо в номер, поскольку в столовой было какое-то мероприятие.
Увидел в Гороховце я далеко не все, что стоило бы. Придется сюда еще вернуться.