Средневековая столица Шри-Ланки, Полоннарува, стала вторым одним из важных пунктов нашего путешествия по острову Цейлон.
Этот город привлекает множество путешественников огромным количеством исторических мест – дворцами королей, величественными комплексами, храмами, скульптурами и ступами.
На следующее после посещения Анурадхапуры мы направились в сторону следующей, второй по счету, столицы сингальского королевства – Полоннарувы.
По пути мы остановились на берегу живописного озера для того, чтобы покататься на слонах. Стоимость «проезда» на большом слоне без сидения – 40$.
Дорога пролегала вдоль озера, во время небольшой прогулки верхом на самом большом в мире животном можно остановиться и угостить своего нового друга бананами. Дикие бананы тут же услужливо за плату предлагают местные жители. Без сидения не очень удобно – держаться не за что, и, если нет навыка «поездок» на слонах, постоянно терзает ощущение того, что при следующем шаге гиганта ты с него просто свалишься.
Кстати, кататься лучше в плотных брюках, иначе ноги будут исколоты жесткой щетиной. После того, как вам удалось с него сойти, настойчивый поводырь будет просить чаевые, и немалые.
Полоннарува
Полоннарува, расположенная в центре острова Цейлон, была столицей сингальского государства в средние века, с XI по XIV в.
Город стал важным политическим, экономическим и культурным центром. Преимуществом было его расположение – подальше от побережья и границ с Индией, откуда индийцы совершали набеги на земли сингалов. Помимо исторических памятников регион знаменит и огромным «Внутренним морем» или Паракрама Самудра (Parakrama Samudra). Водохранилище было сооружено в средневековье во время расцвета аграрного хозяйства и служило ирригационным и оросительным целям.
Сейчас на одном берегу озера расположился город, а на другом – национальный парк Ангаммедилла (Angammedilla National Park).
Самым великим королем государства был Паракрамабаху Великий или Maha Parakkramabahu (1153-1186 гг.). Посвященная ему статуя высотой 3,5 метра (предполагается, что ему, хотя есть и другие версии) вырезана из скалы и находится рядом с руинами на берегу озера в районе Потгал. Неподалеку же находится древняя библиотека и монастырь. Имя их строителя известно как Potgul Vihara (Потгал Вихара). Так назван и сам комплекс.
Среди зданий есть круглое строение из кирпичей, сооруженное на квадратной центральной террасе. Скорее всего, его крыша также была кирпичной, а на стенах были росписи. С четырех сторон здание окружали насыпи, похожие на ступы. На нижней террасе видны квадратные или прямоугольные фундаменты жилых зданий. Храмы подобного типа встречались в странах Юго-Восточной Азии и Камбодже.
Далее на север располагается Дворцовый комплекс Паракрамабаху Великого. В основном, как и везде, сохранились лишь фундаменты зданий и часть стен. Они покрыты мхом, кое-где проросли деревья. И везде неспешно прогуливаются вездесущие обезьяны.
Одной из достопримечательностей являются остатки большого пруда-бассейна, где совершались омовения (Kumara pokuna).
Неподалеку находятся величественные средневековые строения: дворцы, храмы, ступы, плиты, статуи. Королевский суд построен напротив дворца и состоит из трех ступеней или каменных «слоев», украшенных вырезанными слонами и львами.
Наверху видны остатки 48 колонн, установленных в 4 ряда, два с правой стороны и два с левой. Каждая из его 48 колонн имела обозначения того чиновника или придворного, который стоял или сидел здесь во время аудиенций.
Чтобы подняться туда, нужно взойти по лестнице. Вход на первый уровень охраняют два льва.
Сам дворец Паракрамабаху I, говорят, состоял из 7 этажей и 1000 комнат. Так это или нет, сказать сложно – от дворца остались солидные стены 9 метров в высоту и метр в толщину.
Кое-где остались лестницы, ведущие в “никуда”. Часть стен обожжены, видимо, во время вторжения тамилов.
Дворец окружали более скромные здания, служившие жилищами для чиновников, воинов и слуг.
На западе от дворцового комплекса Паракрамабаху на берегу озера находится дворец короля Ниссанги Малла. Дворец в два этажа был сооружен из кирпича, однако на сегодняшний день от него сохранился лишь фундамент. Рядом с ним – аудиенц-зал с каменными колоннами и когда-то покрытый деревянной крышей. Троном служил массивный лев, вырезанный из камня.
Если идти далее на север, то начинаются исторические места древней Полоннарувы. Первый храм – ковил (в пер. с тамильского “храм”) Шивы. Он выполнен из плотно пригнанных каменных блоков. Резные фигурки и архитектура – в индийском стиле.
Священный город Полоннарувы – Далада Малува (Dalada Maluwa). Комплекс состоит из Vatadage, Atadage, Hetadage и других зданий и занимает большую территорию.
На территории, помимо руин зданий, сохранились плиты с надписями.
Хетадаг (Hetadage) – храм, где хранилась главная реликвия острова, Зуб Будды, пока Полоннарува была столицей государства.
Он был возведен королем Ниссанга Малла (1187-1196 гг.). Хотя на этот счет у археологов есть сомнения. До сих пор идут споры о том, был ли храм построен королем Паракрамабаху Великим, а затем перестроен и обновлен при Ниссанга Малла, или же был воздвигнут именно последним.
Многих смущает очень странное название строения. «Хета» обозначает «шестьдесят», а так как предполагается, что здание строили 60 дней или внутри было 60 реликвий (вместе с Зубом Будды), то и появилось такое обозначение древнего храма.
Здание большое, и окружено толстой каменной стеной. Предположительно, оно состояло из двух этажей. Каменные ступеньки на верхний этаж до сих пор сохранились. Возможно, верхний этаж был деревянным и поэтому не сохранился до наших дней. На нижнем этаже еще можно видеть три статуи стоящего Будды.
На входе – очень красивый «лунный камень» с высеченным львом. Несмотря на то, что ни львы, ни быки на лунных камнях периода Полоннарувы никогда более не изображались.
«Лунный камень» или резная каменная ступенька располагался на входе в буддийские храмы Шри-Ланки и имел форму полукруга или полумесяца с резными украшениями в виде языков пламени или животных, птиц и растений по краям. Встав на него, верующие очищались от всего плохого и в храм входили с чистым сердцем.
Атадаг (Atadage), он же Далада Малигайя – тоже сакральное сооружение, в котором хранился Зуб Будды до его перемещения в Хетадаг.
Храм был построен при короле Виджаябаху (1070-1110 гг.). Сохранился фундамент и 54 колонны здания. На первом этаже сохранилась статуя Будды.
«Ата» в переводе означает «восемь». Поэтому возникают предположения, что название здания появилось то ли из-за того, что строилось оно 8 дней, то ли из-за 8 основных хранимых в нем реликвий. Лунный камень храма, возможно, был позаимствован в свое время из Анурадхапуры. Слева от здания стоит плита с надписью на тамильском языке о том, что защиту реликвии обеспечивала наемная тамильская армия, а не сингалы.
Ватадаг (Vatadage) или «дом-ступа» строился до и во время правления короля Ниссанга Малла.
Ступу защищала крыша, покоившаяся на двух рядах колонн вокруг сооружения. С четырех сторон на верхний уровень ведут лестницы. На входе – самые красивые на этой территории лунные камни.
Рядом с Ватадагом размещается странное с виду сооружение с каменными столбами, окруженными каменным же забором – Nissanka Latha Mandapaya. Как видно из названия, это тоже творение короля Ниссанга. Колонны внутри слегка изогнуты и заканчиваются капителями в виде цветка лотоса.
Тхупарама (Thuparama) является одним из немногих зданий, имеющим кирпичную крышу.
Точное время строительства неизвестно, возможно, оно было возведено при короле Виджаябаху (1070-1110 гг.) или при Паракрамабаху (1153-1186 гг.). Высота стен порядка 2 метров. Внутри, скорее всего, находилась статуя сидящего Будды с инкрустированными глазами из драгоценных камней. Сейчас во внутренних помещениях можно обнаружить несколько вполне скромных статуй стоящего и сидящего Будды.
Севернее вышеперечисленных построек выделяется нечто вроде ступенчатой пирамиды – Satmahal Pasadaya или Семиэтажный дворец. Это тоже ступа, но очень необычной формы, из поставленных в порядке уменьшении я в размерах друг на друга квадратных оснований. Здесь 4 входа и лестница наверх. Цель постройки до сих пор точно неизвестна. Высота здания около 9 метров.
На территории комплекса лежит громадная «каменная книга» короля Ниссанга Малла – Гал Пота (Gal Potha). Он описывает себя и свое правление, заявляет о своем праве быть на престоле. Размеры массивной плиты – около 8,2 на 1,4 метра. Текст написан в три столбца, содержит 72 строки и более 4300 символов.
На северо-востоке от этого комплекса расположена ступа Pabulu Vihara. Она тоже очень необычной формы. Вероятно, была построена королевой Рупавати в период правления Паракрамабаху Первого. Позднее ступа сильно пострадала, ее верхняя часть была разрушена.
Далее на север – ступа Ранкот Вихара (Rankoth Vihara).
Это четвертая по величине ступа в стране после ступ в Анурадхепуре – Руванвелисии, Абхайягири и Джетаванарамайи (см. статью Анурадхапура и Михинтале). Ее высота 55 метров, диаметр 185 метров.
Еще севернее – монастырский комплекс Alahana Pirivena, основанный все тем же Паракрамабаху Первым. Он включает в себя Bsadda Sima Prasadaya и Lankatilaka Vihara и Kiri Vehera.
Первое здание или главный дом, по слухам, был 12-этажным со 108 каменными колоннами и треугольными окнами. Верхние этажи использовались монахами как жилые помещения. Lankatilaka – «дом с изображением» Будды, то есть с его 12-метровой стоящей статуей. Построен из кирпича и украшен резьбой. На входе стоят высокие колонны 17 метров высотой.
До разрушения храма они были еще выше. На верхние этажи ведут две чрезвычайно узкие лестницы, по которым можно пройти только боком, ведь повернуться спиной к статуе Будды было бы непочтительно. Это единственное в стране сооружение, где на балюстраде изображена женщина-наг (нагайна), то есть мифическое существо, получеловек-полукобра. Рядом с домом – отлично сохранившаяся ступа Кири Вехера (Kiri Vehera). Комплекс состоял также из парков, столовых, бассейнов и прочих зданий.
Гал Вихарайя (Gal Viharaya) является одной из главных достопримечательностей города.
Это так называемый «Каменный храм», состоящий из четырех огромных статуй Будды. Они высечены в цельной гранитной скале при правлении Паракрамабаху Великого. Первая статуя изображает сидячего в позе лотоса Будду.
Следующая статуя вырезана поглубже в скале.
Третья статуя – стоящего Будды высотой около 7 метров.
Последняя изображает лежащего Будду.
Рядом находится холм, с которого удобно наслаждаться панорамой на чудесные образцы ланкийского искусства.
Еще севернее находится Demala Maha Seya – недостроенная ступа, которую сооружали рабы-тамилы. Причина, по которой ступа незавершена, неизвестна.
Однако если бы строительство продолжилось, ее высота должна была достигнуть 186 метров, что сделало бы ее самым большим буддийским памятником в мире. Диаметр около 650 метров. Сейчас она больше похожа на обычный холм, заросший кустами.
На самом севере города расположен Thivanka Image House – кирпичный резной храм с частично разрушенной 8-метровой статуей Будды внутри. Так как изображение Будды было изогнуто в трех местах, это и дало название зданию, «триванка» – «три кривые». Внутренние стены когда-то были покрыты фресками.
Осмотрев множество исторических и религиозных мест, поздно вечером мы заселились в отель на берегу озера, Sudu Araliya, расположенного в районе Потгул на юге Полоннарувы.
Номера красивые, с шикарным видом из окна. На территории и в отеле – множество статуй слонов, кругом гладкие газоны с клумбами и гуляющими по траве водоплавающими, есть бассейн. Вкусные завтраки и ужины. Стоимость одной ночи на двоих с полупансионом составила 110$.
Так как Полоннарува является одним из самых посещаемых районов страны, отелей и гостиниц здесь достаточно много.
Еще больше фото и информации на сайте sunny-trip.ru
Описание других интересных мест Шри-Ланки из нашего путешествия вы найдете в статьях:
Коломбо и Шри-Ланка: краткий обзор