К концу 50-х годов XIX века русская армия и военное руководство научились эффективно действовать в специфических кавказских условиях. Оборона укреплений Кавказской линии была налажена гораздо лучше, чем во времена А. Ермолова, и попытки их штурмовать или осаждать приносили горцам только тяжелые военные потери, но не успех.
Горское войско использовало старую тактику противостояния набегам степных кочевников, не приспособленную для выбивания врага из крепостей, а для реорганизации своей армии и приведения ее в соответствие с передовыми европейскими нормами у горцев не хватало ни ресурсов, ни опыта.
Российское командование уже хорошо усвоило, что горцев не привести к покорности одной лишь грубой силой, и составлявшие его теперь не присланные из Санкт-Петербурга — российской столицы, генералы с барскими замашками, а ветераны Кавказской армии, чья молодость прошла в войне с горцами, не были так скованы сословными предрассудками, не считали для себя унизительным садиться за стол переговоров с необразованным народом.
Нараставшие противоречия в Имамате быстро стали известны российскому генералитету на Кавказе. Зная, что больше всего тяготит горцев, российские представители стали предлагать тем вступить в российское подданство под гарантию сохранения свободы вероисповедания и неприкосновенность внутреннего уклада жизни.
Даже традиционно полные боевого духа кавказские народы были уже утомлены продолжавшейся свыше сорока лет фактически непрерывной войной; не было семьи, не потерявшей в боях кого-либо из своих мужчин, а нередко и женщин, и детей; необходимость содержать войско и поддерживать разоренных войной сограждан ложилась на народы тяжким экономическим бременем.
Жизнь уже не одного поколения мужчин с самого достижения совершеннолетия была тесно связана с войной, военными походами, обороной от более мощного противника, и война продолжала уносить новые и новые жизни порой едва успевших вырасти людей. И несмотря на все репрессивные меры, которые Шамиль обрушивал на пытавшихся проявить России и ее властям лояльность, вплоть до принудительного переселения нестойких сел подальше от Кавказской линии в глубь страны, все больше общин вступали в тайный сговор с российским командованием.
Активную проповедническую деятельность в Чечне в это время вел Кунта-хаджи Кишиев из тейпа гунхой — представитель суфийского течения кадирия, побывавший в Османском Халифате, считавшемся на Кавказе тогда образцом исламского благочестия, и глубоко удрученный открывшимся ему там нравственным упадком.
Кунта-хаджи уверял соплеменников, что кавказским мусульманам неоткуда ждать помощи против такой обширной и грозной державы как Россия: страна самого османского султана пребывает в очень плачевном состоянии. Также он критиковал многие не искоренившиеся и при Шамиле пороки горского общества.
Кунта-хаджи говорил, что бессилие горцев перед Россией происходит от их недостаточной благочестивости: своей недостаточной смиренностью они отвели от себя милость Бога.
Кунта-хаджи призывал соплеменников сохранить свои силы и посвятить свою жизнь усердному поклонению Богу, нравственному совершенствованию, для чего временно покориться Российской империи под выдвигаемые ею гарантии неприкосновенности религии и внутреннего быта. И лишь когда за религиозное усердие придет Божья милость, и горские мусульмане обретут достаточную силу, отвоевать себе свободу.
Дождавшись, пока выстроенная Шамилем государственная система достаточно глубоко проникнется разложением, российское командование повело решительное и планомерное наступление на Имамат.
В январе 1858 г. многочисленные войска генерала Н. Евдокимова выдвинулись в направлении так называемой Большой Чечни — чеченские земли восточнее реки Аргун. Поскольку оттуда они могли угрожать столице Имамата Ведено, Шамиль сконцентрировал свои войска в Большой Чечне, для этого отозвав значительную часть сил из Малой Чечни — земель к западу от Аргуна. Неожиданно развернув экспедицию в другом направлении, Н. Евдокимов почти без боев захватил оставшееся под защитой лишь небольшого контингента горских воинов Аргунское ущелье, разделив, таким образом, Чечню на две части. После этого большинство чеченских общин, посчитав дальнейшую войну бесперспективной, объявило о принятии российского подданства.
Еще год под контролем сил Имамата оставалась Ичкерия со столицей Ведено, однако после медленного, но упорного продвижения российских войск барона А. Врангеля, в ходе которого были разрушены селения Саясан, Аллерой и Шамхал-Берды, 1 апреля 1859 г. этот последний оплот Шамиля в Чечне пал.
Сам Шамиль с остатками верного войска ушел через высокогорный перевал Харами в Дагестан. В Чечне сопротивление русской армии продолжали оказывать лишь рассеянные по горам немногочисленные силы наиболее непримиримых воинов. После потери Имаматом Чечни разложение первого единого государства кавказских горцев стало необратимым. В Дагестане, который стремительно занимали русские войска, сами наибы вступали со вчерашним врагом в переговоры, надеясь сохранить свое имущество и влиятельное положение уже на российском Кавказе. Лишь некоторые селения принимали у себя мюридов и пытались сопротивляться до конца.
25 августа 1859 г. Шамиль, окруженный с небольшим отрядом в укрепленном аварском селении Гуниб, после некоторых колебаний капитулировал перед войсками российского наместника на Кавказе А. Барятинского.
Демонстрируя милосердие императора к побежденному врагу, российские власти не стали подвергать кавказского имама жестоким преследованиям: он был выслан с семьей в российский город Калугу и позже с позволения императора Александра II эмигрировал в османскую столицу Стамбул.
Прочитать полную версию статьи можно здесь: http://history-thema.com/v-gorah-za-terekom-istoriya-i-kultura-chechenskogo-naroda-chast-iv/
Читайте еще:
Судьба Шамиля и его сыновей
Электронная и бумажная версии книги о Кавказской войне здесь👇
https://ridero.ru/books/samaya_dolgaya_voina_rossii/
Спасибо тому, кто прочитал! Поддержите наш канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться"🖍. Заглядывайте еще👀. Всем МИРА!!! Яркого лета🌴🌞
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.