Прежде чем сказать критерий, по которому можно оценить насколько ты близок или далек от Бога и на правильном ли ты пути, сначала необходимо сказать о ложных критериях, по которым не в коей мере нельзя строить подобные оценки, более того это может быть очень не полезным, и даже опасным и губительным.
Кто-то скажет, что нужна сильная крепкая вера в существование Бога, и чем сильнее и крепче ты веришь, тем ты ближе к Богу. Ничего подобного. Вера или неверие не приближает и не отдаляет от Бога. Про это можно сказать словами апостола Иакова: "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" (Иак.2:19). Никаких преимуществ чисто рассудочная вера не дает.
Кто-то скажет и сделает акцент на чувственную сферу. Что вроде бы если ты чувствуешь умиление, спокойствие, или какие-то сладостные ощущения во время молитвы, или пребываешь в каком-то блаженстве и эйфории, то это якобы говорит о том, что ты чего-то достиг и приблизился к Богу. Ни в коем случае! Наши чувства непостоянны и обманчивы, и нельзя доверять собственным чувствам. Такие состояния, как правило, это чисто бесовское воздействие на человека, введение человека в так называемое состояние прелести, но никак не действие благодати Божией.
Кто-то скажет, что к Богу мы приближаемся тем больше, чем больше заповедей мы исполняем. Т.е. чем больше я исполню пунктов закона, тем ближе я буду к Богу. Абсолютная ложь и неправда. Вы действительно думаете, что Богу можно угодить и заработать какие-то заслуги перед Ним, исполняя закон? Нет, нет и нет. Если бы мы только смогли посмотреть на себя нелицеприятным бесстрастным взглядом, то мы бы увидели, что количество наших грехов всегда на порядок, на 100 порядков больше, чем так называемых "добрых дел". А добрые дела, если какие и есть, то многие из них уже "пожраны" тщеславием, самомнением, корыстью и прочими гадостями. Но, увы, как правило, мы этого не замечаем, и считаем себя вполне неплохим человеком.
Ну, и самое пагубное заблуждение, это когда человек думает, что к Богу он становится ближе, когда все меньше и меньше грехов становится у него. Т.е. когда я смотрю на себя и рассуждаю: "Ой, как хорошо! Я и от гнева избавился, и от осуждения, и от раздражения, и от зависти, и от этого греха, и от того греха, и вон того греха теперь нет у меня, от многих грехов уже я избавился... и то я перестал творить, и это, и другое... Многие страсти отступили от меня. Я вижу как я преобразился по сравнению с тем какой я был до этого". Казалось бы, что это и есть истинный критерий, НО НЕТ. Ничего подобного. Как раз-таки вот это и есть путь в противоположную сторону от Бога - это путь самомнения, путь наращивания гордыни, путь ложного благочестия и самообмана. Святитель Феофан Затворник говорил так: "Сам дрянь дрянью, а все твердит "Я не такой как прочие люди"".
Переходим к сути вопроса...
Итак, чтобы идти по пути к Богу, сначала нужно на этот путь встать. Пока человек не встанет, он так и будет стоять на месте. С чего начинается путь?
Первое и самое главное, что нужно, чтобы встать на путь к Богу - это трезвое осознание себя грешником. Человек должен понять сам для себя, что я не такой, каким должен бы быть. Я человек с падшей греховной природой. Пока человек считает себя вполне неплохим человеком, "да, собственно, и исправлять-то мне нечего. Есть люди и похуже меня живут. Вот им нужно исправляться, а мне нечего исправлять, я и так неплохой". Пока человек занимает такую позицию, с места он никогда не сдвинется. Он никуда и не идет, а просто топчется на месте, в лучшем случае, а в худшем... сами понимаете...
Второе, что необходимо после осознания того, кто я есть на самом деле - это искреннее желание исправить свою жизнь с помощью Божией, и решимость бороться с греховными страстями.
Эти два условия - это еще не критерий правильного пути, это лишь то, без чего никакой путь и не начинается. Итак, если человек осознает себя не таким, каким он должен бы быть, и имеет желание исправлять свою жизнь с помощью Божией, то это самое-самое начало пути. А что же дальше? Как понять в ту ли сторону я иду?
Сделаем лирическое отступление, и представим себе такую простую житейскую ситуацию...
Мы с вами студенты и находимся в большой аудитории на лекции. Вдруг в аудиторию заходит студент в грязнющей-пригрязнющей одежде. Но перед тем как ему зайти в аудитории выключился свет. Мы смотрим и в темноте видим пока только какой-то силуэт, мы пока даже не понимаем, что это человек, просто силуэт видим. Потом начинаем потихоньку включать свет, добавляя постепенно яркость (представим, что именно такое освящение в этой аудитории с регулировкой яркости). В аудитории становится чуть светлее, и мы видим, что это скорее всего человек все-таки, а не просто силуэт. Еще добавляем яркости... Видим, что это однозначно человек, а не кто-то еще. Еще добавляем яркости... Видим, что это молодой человек, студент. Еще добавляем яркости... "Ребята, слушайте, у него, по-моему, одежда испачканная". Еще добавляем яркости... "Нет, ну у него однозначно грязная одежда". И, наконец, включаем свет на полную мощность... "Ого, да он же весь измазанный в грязи как хрюша, ни одного миллиметра одежды чистой нет".
Закончим лирическое отступление, и поясним, что же здесь имеется ввиду... Бог - это свет. И чем ближе мы подходим к Богу, тем больше мы начинаем видеть своих грехов. И, наоборот. Если мы не видим своих грехов, а считаем себя вполне неплохим человеком, и исправлять-то мне нечего. Это говорит о том, что мы очень-очень далеко отошли от Бога.
Итак, все большее и большее ВИДЕНИЕ СВОИХ ГРЕХОВ - ВОТ КРИТЕРИЙ ТОГО, ЧТО МЫ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ! И когда я вдруг начинаю видеть себя великим праведником, и считать себя достойным в глазах Бога, и неплохо потрудившимся - вот когда я нахожусь далече дальнего от Бога.
Канонизированные святые Православной Церкви отнюдь не считали себя великими праведниками. Как раз-таки наоборот. Всю жизнь идя верным путем - путем смирения, покаяния, борьбы со страстями, они настолько приблизились к Богу, и Господь дал им в полной мере увидеть всё, что происходит в их душе, всю внутрянку. И они осознавали себя великими грешниками. Например, святой Паисий Великий на смертном одре сказал: "Истинно говорю вам, братия, куда будет ввержен сатана, там буду я". "Не знаю, положил ли я хоть начало покаяния...".
А что касается нас, то нам на сегодняшний день, кроме как загнуть пальчики и перечислить все свои "добрые дела", больше мы ничего не можем. (Я утрировано говорю, конечно же).