Об уборке школьных кабинетов и не только
Дорогие читатели!
Ниже вы можете прочесть записки учителя. В 1995 году, едва мне исполнилось 18, я пришла работать учителем в одну из московских школ. Да-да, в 90-е такое было возможно. Эти записки о том времени. Главная героиня - образ собирательный. Это не только я, но мои любимые коллеги.
Начало истории здесь.
Роман "Инстинкт У". Часть вторая.
Глава девятая (продолжение)
Главное – точная инструкция (читайте инструкцию – и будет вам счастье)
В те стародавние времена, о которых идёт речь, защитники прав детей не были абсурдно активны и неоправданно придирчивы, а трудовое воспитание считалось неотъемлемой частью образовательного процесса. Поэтому эти самые дети, чего только не делали в школе. Нет, окна на третьем этаже, как когда-то мы во время летней практики, сами, правда, уже не мыли. Но парты носили, потопы в туалетах устраняли и кабинет ежедневно драили. Было дело. Я ж говорю: страшные были времена, былинные.
Те, кто успел застать те стародавние времена, помнит, что в любом кабинете на стенде или прямо на двери висел график дежурств. Имелся он и в кабинете АлиСанны. Как уже упоминалось, детей у неё было примерно в два раза больше, чем у остальных классных руководителей. Поэтому дежурили по классу они в два раза реже. Но, тем не менее, увильнуть от почётной обязанности не удавалось никому. Да и, заметим к чести и «старшеньких», и «младшеньких», не принято у них это было.
Но вот дежурили все… Как бы это помягче? Кто во что горазд. А поскольку у АлиСанны и после уроков дел было предостаточно и частенько за пределами родного кабинета, то и проследить за работой дежурных она могла не всегда. И получалось то, что получалось.
Нет, дети старались как могли. Но могли по-разному. Некоторые, например, искренне считали половую тряпку предметом одноразового использования. А посему исправно сливали её вместе с водой в унитаз после каждого мытья полов или, как это по-научному называется, после каждой влажной уборки. И это заблуждение наносило ущерб дважды: лишало АлиСанну очередной половой тряпки и (в который раз!) становилось причиной засора унитаза.
Другие не поднимали глаз выше собственной головы. А потому цветы, которые, как мы помним, по причине оригинальных требований санэпидемстанции стояли не на подоконниках, а на шкафах, сохли до тех пор, пока не замечала АлиСанна или не менялись дежурные.
Третьи забывали мыть доску. Четвёртые не знали, что надо ровнять парты и стулья. Пятые… Да много чего ещё умудрялись сделать или не сделать как «старшенькие», так и «младшенькие». И всё ведь не злонамеренно, а исключительно по рассеянности и недомыслию!
АлиСанна смотрела, смотрела на это безобразие и не выдержала. Тёмным зимним вечером, когда Любимый Муж в очередной раз был на сутках, и можно было не торопиться домой, она села за свой стол и на одном дыхании вдохновенно написала:
Инструкция по проведению
влажной и сухой уборки кабинета №311
1. Уборка кабинета проводится ежедневно, кроме субботы и воскресенья. В вышеупомянутые субботу и воскресенье проводится уборка родных квартир.
2. Причиной отмены уборки могут быть только форс-мажорные обстоятельства.
3. Кроме плохого самочувствия, к форс-мажорным обстоятельствам авторитарным решением классного руководителя в моём (вашей любящей А.А.) лице следует относить следующие:
- землетрясение (не ниже 3 баллов по шкале Рихтера);
- цунами;
- торнадо;
- нападение саранчи;
- отключение электричества (в условиях полярной ночи);
- отключение отопления (в условиях полярной зимы);
- отключение водоснабжения (в любых условиях);
4. Остальные обстоятельства, как то:
- плохая память (склероз);
- двойка (двойки) по любому предмету (предметам);
- «Алиса Александровна-а-а, нам так мно-о-ого задали на за-а-автра»;
- визит к стоматологу (отоларингологу, дерматологу, гематологу и прочим специалистам);
- сломанный ноготь (или даже все десять скопом);
- усталость;
- лень;
- отсутствие вдохновения (музы);
- болезнь напарника;
- неожиданный визит тётушки из Бразилии;
- отвратительное настроение;
- всё вышеперечисленное скопом,
а также срочная потребность исправить некоторые из вышеуказанных обстоятельств
основаниями для отмены уборки НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!
Возможен только перенос уборки (на утро следующего дня) или замена дежурного (осуществляется самими дежурными по договорённости с классным руководителем и заменяющими дежурными).
5. Уборка проводится по следующему плану:
1. Подровнять парты, поднять на них стулья (при этом не зашибить рядом работающего напарника).
2. Помыть доску. Вытирать не обязательно, можно дождаться естественного просушивания. Но обязательно оценить результаты помывки и исправить недостатки (в случае, если они есть).
3. Полить цветы. Умеренно, а не так, словно это рисовые плантации (для тех, кто не в курсе условий выращивания риса, уточнение: земля в горшках должна быть именно увлажнена, а не покрыта двухсантиметровым слоем воды). Важно не допустить разлива воды вокруг горшка и поддона.
4. Чуть влажной тряпкой протереть пыль со всех горизонтальных поверхностей и экрана телевизора.
5. Налить воды в ведро (для этого поставить ведро под сочленение труб под раковиной, открутить заглушку, набрать воды, закрутить заглушку) и помыть пол. Внимание! Тряпку в раковине не мыть. Никогда. Ни при каких обстоятельствах.
6. Вылить воду из ведра. Не в раковину. В унитаз. Предварительно убедиться в отсутствии тряпки в ведре. Тряпку отжать и разложить (аккуратно) сохнуть перед дверью.
7. Всё. Уборка подошла к концу. Вы молодцы! Спасибо вам огромное.
С любовью, ваша А.А.
На следующее утро эта памятка украсила дверь рядом с графиком дежурств. Первой её заметила подружка Элла Владимировна.
- О! – воскликнула она своим фирменным басом, быстро пробежав глазами всё от начала до конца. – Круто! Ты крута, Перезвонова! Можно я у тебя идею свистну?
- Да пожалуйста, - пожала плечами АлиСанна. – Свистни, если нужно.
- Нужно, - кивнула Элла Владимировна и ушла. Следом за ней унеслась и АлиСанна – начинался новый учебный день и дел, как всегда, было невпроворот.
Пока её не было, пришли дети. И, что удивительно, тут же заметили новый листок, прикрепленный к двери. Заметили и принялись читать. Через пять минут прилетевшая обратно АлиСанна увидела следующую картину.
Её «младшенькие» толпились у двери, читали, обсуждали, смеялись.
- Ваша классная, что ль, писала? – спросил кто-то новенький, из тех, кто не учился у АлиСанны и ещё не успел освоиться в школе и разобраться, что к чему.
- Ага, - сквозь смех смог выдавить из себя Толик Колюшкин.
- Вот зверюга, а? Это ж надо такой трактат накатать! И не лень было? А вы извольте выполнять.
- Чё?! – тут же взвился Толик. – Это кто – зверюга?
- Да эта, ваша… - растерялся его собеседник.
- Ты рот свой закрой. Она клёвая. А ты ничего не понимаешь.
- Вот это – и клёвая? – с сомнением протянул не пожелавший услышать добрый совет пацан. Зря он это сделал. Потому что тут уж в его сторону обернулись все: и «младшенькие», и подтянувшиеся к тому времени «старшенькие», а не только Толик.
- Шёл бы ты отсюда подобру-поздорову, - ласково пропел в самое ухо непонятливому одиннадцатиклассник Саша Хитяев, - тебя ж никто сюда не звал.
- Вот именно, - поддержали все остальные.
АлиСанна, дабы не дошло до кровопролития, сделала вид, будто только что подошла и грозно вопросила:
- А почему это одиннадцатый «А» до сих пор не у кабинета химии?
- Доброе утро! – вразнобой принялись здороваться и «старшенькие», и «младшенькие».
- Доброе утро, - согласилась АлиСанна и просочилась сквозь расступившуюся толпу в кабинет.
- А это нам? – спросила Алёна Халецкая.
- Ага, - кивнула АлиСанна.
- Мы так и поняли.
- Догадливые вы мои. Прочли хоть?
- Ага, - хмыкнули дети.
- Молодцы. Теперь прошу уборку производить строго по инструкции. И будет вам счастье.
- Какое? – тут же поинтересовались дети.
- Меркантильные вы мои. А счастье простое: чистота, красота и моя неизбывная благодарность. Или вам этого мало?
- Да нет, в самый раз.
- Ну, и замечательно. А теперь – марш по кабинетам. Звонок скоро.
- А мы уже на месте! У нас русский первым уроком, - порадовались «младшенькие».
- А у нас химия, - огорчились «старшенькие». И ушли.
Половые тряпки с того дня больше не пропадали и заканчивали свои славные трудовые дни не в унитазе, а в помойном ведре, истёршись об пол до дыр.
Читайте инструкции – и будет вам счастье.