Максимальный объем педагогической нагрузки, совмещение или совместительство... Используем противоречия законодательства в свою пользу, вопросы, о которых не все знают...
"...Скоро 1-е сентября!!! Ураааа!!!???????..."
Не за горами 1-е сентября- начало учебного года, по традиции на заседании педагогического совета будет утверждаться педагогическая нагрузка учителей. Это происходит по разному, в некоторых учреждениях находят приемлемые для всех решения, в некоторых распределение часов происходит несправедливо и тогда, отдельным педагогам приходится отстаивать свои права. Какова же она- минимальная и предельная педагогическая нагрузка...
Порядок установления педагогической нагрузки...
- Предварительный объем педагогической нагрузки на новый учебный год, как правило, устанавливается работодателем до ухода работника в очередной трудовой отпуск, о чем составляется распорядительный акт, с которым работник знакомится под роспись.
- Объем педагогической нагрузки, как правило, является неизменным из года в год и может быть изменен только по соглашению сторон, заключенному письменно.
- На начало учебного года нагрузка устанавливается (на учебный год) окончательно и закрепляется распорядительным актом организации, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Процедура внесения изменений в трудовой договор:
Если работник соглашается с внесением изменений в трудовой договор, работодатель заключает с ним письменное соглашение об изменениях, где излагает все изменения, которые будут внесены в трудовой договор, после чего издается приказ о планируемом внесении изменений в трудовой договор, далее, вручает уведомление о внесении изменений (за 2 месяца), после истечения установленного законом срока, вносит изменение в договор, о чем издает приказ. Все документы составляются в 2-х экземплярах, подписываются сторонами.
- Педагогическая нагрузка менее или более установленной нормы за ставку заработной платы, устанавливается только по письменному заявлению работника.
- Объем учебной нагрузки, установленный на начало учебного года, не может быть изменен в текущем учебном году, по инициативе работодателя.
- Молодому специалисту не может быть установлена нагрузка менее установленной нормы за ставку заработной платы.
- Другим педагогическим работникам нагрузка менее нормы за ставку заработной платы может быть установлена только с письменного согласия работника. При дефиците учебных часов, работодатель обязан догрузить работника учебными часами по другим предметам. При этом, предлагаемая работа "по совмещению" не может считаться исполнением обязательств работодателем.
- Снижение учебной нагрузки по обстоятельствам, независящим от сторон, допускается без согласия работника, но с соблюдением установленной законом процедуры. ст.74 ТК РФ
Рекомендации связанные с подписанием документов.
- Следует помнить, что любой документ, подписанный вами может быть использован против вас.
- Подписывая документы всегда ставьте дату подписания и расшифровку подписи, эти записи должны быть сделаны от руки.
- Ни когда не подписывайте документы "задним числом".
- Всегда требуйте второй экземпляр, подписанного вами и другой стороной, документа. Если второй экземпляр не выдан, требуйте его письменно, зарегистрировав заявление в приемной и получив отметку на вашем экземпляре. Если ваше заявление отказываются регистрировать (и такое бывает), направляйте его почтовым отправлением с уведомлением.
- Если вы не согласны с документом или распорядительным актом, предоставленным вам на подпись, сделайте запись о несогласии, можно с обоснованием, после чего, потребуйте копию документа с вашей записью, с подписью и отметкой "копия верна" работодателя, дополнительно, можно сфотографировать документ. Если предлагается к подписи документ, содержащий изменение условий работы, трудового договора и т.д. сделайте запись " с изменениями не согласен, от работы не отказываюсь". Отметку о несогласии также подписывайте и датируйте.
Максимальная и минимальная педагогическая нагрузка учителей...
1. Максимально возможный объем педагогической нагрузки...
Для начала хочу обратить ваше внимание на формулировки статей закона и распорядительных актов:
- ТК РФ Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников. ..."Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю"...
- Приказ Министерства РФ от 22 декабря 2014 года N 1601: "...нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы..."
Из приказа следует, что для педагогических работников установлена норма "за ставку заработной платы" от 18 до 36 академических часов, в зависимости от занимаемой должности. Для большинства педагогических работников это 18 "академических" часов.
Многие руководители образовательных организаций, работники управлений образования, другие ответственные лица, безосновательно считают, что предел нагрузки педагога- 2 ставки т.е. 36 академических часов, однако это не всегда так. Дело в том, что максимальный предел педагогической нагрузки законодательно не установлен, установлена лишь максимальная продолжительность рабочего времени- 36 часов, причем, законом устанавливаются нормы в "астрономических" часах. Также законом не предусмотрены понятия: "нормируемая часть", "не нормируемая", ее предельный объем.
Это означает, что педагогический работник не может работать более 36 астрономических часов в неделю, или: 36 ч. х 60 мин. = 2160 мин. полученный результат делим на академический час, чаще всего это 45 мин. получаем максимальную педагогическую нагрузку - 48 академических часов в неделю(при академическом часе равном 45 мин.).
Максимальный объем педагогической нагрузки может быть установлен внутренними локальными актами учреждения например коллективным договором. Однако, локальные акты не могут быть приняты руководителем учреждения без согласования с коллегиальными органами управления образовательной организацией. Кроме того такие ограничения нецелесообразны, они не в интересах работников и работодателя.
2. Минимальный объем педагогической нагрузки...
Он установлен в соответствии с распорядительными актами Министерства образования и науки Российской Федерации. Например, учителям-дефектологам; учителям-логопедам Минимальный объем педагогической нагрузки установлен 20 часов, музыкальным руководителям; концертмейстерам- 24часа, для большинства категорий педагогических работников- 18 часов в неделю.
3. Педагогическая работа в одном и том же учреждении - Совмещение или совместительство...
Многие работники образовательных организаций в одном и том-же учреждении работают на двух и более должностях. Например: Заместитель руководителя, Инструктор-методист, Педагог- психолог и многие другие работники, помимо основной работы, ведут преподавательскую работу, причем в силу особенностей работы образовательной организации, делают это в свое основное рабочее время... Так как же расценивать эту, преподавательскую работу? Это совместительство? Или совмещение, ведь работа ведется в основное рабочее время?
Ответ следующий: Такая работа не является совмещением и не является совместительством.
Часто работодатель расценивает такую, преподавательскую работу как совмещение, при этом, (из моей практики) отказывал в выплате за работу в сельской местности, за выслугу и др. выплат, ограничиваясь выплатой "голой" ставки, что является грубейшим нарушением Трудового законодательства. Или, предлагал педагогическую работу выполнять за пределами своей основной работы, для чего или изменял режим работы по основной должности, или сокращал нагрузку по основной должности до 0,5-0,75 ставки. И то и другое также является грубейшим нарушением Трудового законодательства.
Совмещением педагогическая работа в одном и том же учреждении являться не может по следующим причинам: Статьей 60.2. ТК РФ "Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором..." , определены несколько признаков работы по совмещению: Во-первых, эта работа, выполняется только в рамках основного рабочего времени, во-вторых,чаще всего, носит кратковременный характер, выполняемый объем работ может быть не полный и устанавливается по договоренности, такая работа не нормируется, в-третьих, что является главным признаком, за такую работу производится доплата (ст.151 ТК РФ), которая устанавливается по соглашению сторон, работа по совмещению не вносится в трудовую книжку, не учитывается при определении стажа педагогической работы. Ни по одному из признаков, кроме выполнения работы в основное время, педагогическая работа в одном и том же учреждении не подпадает под работу по совмещению.
Тогда как же расценивать такую работу? Совместительство? Однако, в соответствии с Постановлением Министерства Труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. N 41 пунктом 2 "е" установлено: "...не считаются совместительством и не требуют заключения трудового договора следующие виды работ: ... педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении... " и "...Выполнение работ, указанных в подпунктах "б" - "з" допускается в основное рабочее время..."
Следовательно, педагогическая работа в одном и том же учреждении не являться совместительством в соответствии с Постановлением от 30 июня 2003 г. N 41 и не является совмещением, в связи с отсутствием признаков такой работы согласно ТК РФ, имеет все признаки работы по основной должности, законодательно, эта работа, ни как не определена.
Максимальный объем педагогической нагрузки такой работы, также, как и при работе по основному месту работы , законодательно ограничен только Статья 333 ТК РФ, что означает максимально возможный объем выполняемой работы - до 48 академических часов.
4. Педагогическая работа в другом учреждении...
Такая работа является совместительством и регламентируется Ст. 60.1. ТК РФ "Работа по совместительству", главой 44 ТК РФ, Постановлением от 30 июня 2003 г. N 41.
В соответствии с п.1 "б" Постановления от 30 июня 2003 г. N 41 норма работы по совместительству "...для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю - 16 часов работы в неделю"...,
Статьей 284 ТК РФ "Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству", установлена максимальная продолжительность рабочего времени: ..."Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день.... ...продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени..."
Следует помнить, что максимальная продолжительность рабочего времени установлена в астрономических часах. Также следует обратить на формулировку статьи "...норма рабочего времени..." (не за ставку заработной платы...), она составляет в соответствии со ст. 333 ТК РФ 36 астрономических часов.
Исходя из вышеизложенного, максимальная продолжительность рабочего времени преподавательской работы по совместительству не может превышать половины нормы рабочего времени т.е 18 астрономических часов (36:2=18) или 24 академических часа (при его продолжительности 45 мин.), при этом продолжительность работы может составлять 5,33 академических часа в день . Если иное не предусмотрено внутренними локальными актами учреждения.