Прекрасный мир Ар Деко до сих пор остается для нас малоизвестной страницей истории. Всего 20 лет между двумя мировыми войнами этот удивительный стиль царил во всех отраслях декоративного искусства, весело завоевывая умы и воображение людей в сумасшедшем ритме непонятного джаза. Потом о нем забыли, и вот теперь, спустя почти 100 лет, у него снова появляются поклонники и почитатели, они скрупулёзно выискивают осколки прекрасной эпохи в галереях и сокровищницах частных коллекционеров. Одними из самых желанных находок являются творения великого Эрте.
Эрте или Роман Петрович Тыртов был выдающимся художественным гением, чей удивительный талант смог повлиять практически на все направления искусства: живопись, графика, мода, литература, театр, скульптура и даже кулинария, - везде этот одаренный человек смог создать что-то прекрасное и уникальное.
Более подробно об истории его творчества можно узнать в другой статье на канале, сейчас же для нас более интересно увидеть какие из его шедевров все еще находятся в свободном доступе и могут быть приобретены любым желающим, естественно, за вполне приличную сумму.
В этой связи имеет смысл обратиться к ассортименту очередной художественной галереи. О том, сколько интересного можно найти в таких частных собраниях я уже писала в статье, посвященной Macklowe Gallery, специализирующейся в основном на искусстве эпохи модерна. Теперь же я предлагаю обратится к каталогу Martin Lawrence Galleries, которая была создана в 1975 году и специализируется на оригинальных картинах, скульптурах и графике, выпущенной ограниченным тиражом. А еще в ней хранится одна из самых крупных частных коллекций наследия Эрте.
1. Начнем с чего подешевле: сериография с символическим названием «Флэппер» «всего» за 995$.
О том, что представляет из себя техника сериографии, я подробно писала в предыдущей статье. Здесь лишь отмечу, что сериографии, как и представленные в данном списке скульптуры Эрте, создавались им в более поздние годы – с 1960-х по 1990г. По большей части они представляют собой реплики его ранних эскизов, рисунков и набросков, созданных в 1920-1930е гг. – в эпоху блистательного Ар Деко.
Например, это изображение было первоначально создано как эскиз костюма для «Манхэттен Мэри» в Majestic Theatre, Нью-Йорк, 1927. Не смотря на свою кажущуюся простоту она очень точно передает дух и эстетику Ар Деко, во многом благодаря колоритному персонажу – юной девушки-флэпперу. Эти молодые, активные, неугомонные прелестницы не только меняли общественные устои и нравы, но и во многом определяли облик эпохи: мода, искусство и дизайн, - все подчинялось их неуемной жажде жизни, их энергии и бешеному ритму.
Тираж данной сериаграфии состоит из 650 экземпляров, отсюда, по-видимому, и относительно невысокая цена.
2. Еще одна сериография «Зима в Париже», ее стоимость уже более высокая - 3475$ за экземпляр. Созданная Эрте в 1990 году, она фактически превратилась в символ так любимой им эпохи – роскошь, волнующая элегантность и стиль, утонченность силуэта, магия глубокого черного в сочетании с серебряным блеском тиснения из фольги, — все это превратилось в лаконичную ретроспективу прекрасного Ар Деко. Как будто художник задался целью показать целую эпоху в одном сюжете, в одной форме.
Качество и тонкость работы завораживают: каждая линия, каждый изгиб изящного женского силуэта волнует и очаровывает, манит и захватывает воображение. Смотришь на нее и кажется, что погружаешься в какой-то дивный, увлекательный мир, наполненный веселыми звуками джаза, блеском украшений и разноцветных паеток, мягкими складками шелка и бархата и, конечно, - тонким шлейфом дорогих французских духов…
Наверное, поэтому именно эта сериография стала афишей к выставке «Эрте: блистательный мир Ар Деко», на которой, кстати, представлен еще один ее экземпляр, так что любой желающий может почувствовать на себе ее магию всего за 300 рублей, ну или потом – за 3 тыс. $.
3. И снова сериография «Танагра» за 3495$ - невероятно изящный, тонкий силуэт, иллюстрирующий один из созданных Эрте эскизов маскарадного костюма. Будучи модельером с очень своеобразным, но совершенно исключительным чувством стиля, обладавшим к тому же невероятным художественным чутьем, Эрте был востребованным костюмером как у театров, так и у сильных мира сего, которым всегда требовалось что-нибудь этакое.
«Танагра», как и одноименная скульптура, создавалась Эрте под впечатлением от древнегреческих танагрских статуэток из терракоты III-IIвв. до н.э., обнаруженных впервые в 1874 году при раскопах некрополя Танагры в Биотии. Самым распространенным сюжетом среди них была стройная женская фигурка, закутанная в хитон и держащая в руках веер в форме цветка лотоса. Естественно, что Эрте переосмыслил его с точки зрения эстетики Ар Деко, добавив роскошное сочетание алого и золота, и превратив греческий хитон в утонченный наряд.
4. Ну вот мы наконец и добрались до восхитительных миниатюрных скульптур Эрте. Каждая из них представляет собой шедевр, некую, совершенно особую форму изящной, волнующей красоты. Каждая воплощает в себе гений и вкус великого художника и стилистику Ар Деко.
Так скульптура «Арабские ночи» (за «скромные» 4490$), с одной стороны, иллюстрирует страсть Эрте к танцу и музыки, его увлечение волнующей пластикой движений. Тоненькая фигурка восточной красавицы как бы поймана в моменте – кажется, что еще мгновение и она в порыве танца легко спрыгнет со своего пьедестала. С другой - в этом застывшем моменте также чувствуется стремительность АрДеко, любовь этого стиля к энергии, динамики. Ну и конечно, от него же статуэтки досталась и роскошь материалов: помимо собственно бронзы в ней используется как белое, так и желтое золото 22 карат.
Однако, как по мне, так главная ее ценность – тонкость работы и невероятное внимание к деталям. Ведь даже постамент статуи продуман до мелочей и украшен сине-зеленым стеклом и красно-белой патиной – яркими штрихами, акцент на которых так любили делать в эпоху Ар Деко. С другой - в этом застывшем моменте также чувствуется стремительность Ар Деко, любовь этого стиля к энергии, динамики. Ну и конечно, от него же статуэтки досталась и роскошь материалов: помимо собственно бронзы в ней используется как белое, так и желтое золото 22 карат.
Что же касается сюжета, то его история проста: в1919 году Эрте создал костюм для самой популярной звезды французского мюзик-холла своего времени - Габи Десли в постановке «Les Rois des Legendes». А вдохновением ему послужила красочная и волнующая восточная экзотика, тоже популярная в межвоенные годы.
5. «Платье с цветочными лепестками» (5950$) – не совсем справедливое место, с моей точки зрения: вы только посмотрите на легкость и изящество этой фигурки, на мягкий блеск лавандового шелка ее одеяния, на тонкие серебряные стебли цветов и волнующую пластику невинных движений, опять волшебным образом застывших в моменте, - ну разве может она стоять лишь на пятом месте? А между тем, согласно стоимости, оценки галереи, это именно так – впереди еще 10 шедевров Эрте и каждый из них будет стоить дороже этого…
А ведь во многом именно эта скромная скульптура является исключительной. Сделанная на основе модного рисунка Эрте для Harper's Bazaar в апреле 1920 года, она иллюстрирует не только увлеченность своего создателя роскошным миром Ар Деко, но и его интерес к символике и плавным линиям Модерна – ведь именно на время расцвета этого стиля пришлось детство и юность Эрте, когда формировались его вкусы. Не случайно здесь нашлось место природным мотивам: цветы, листва, брызги солнечных лучей, да и сама прекрасная незнакомка больше похожа на одну из нимф Альфонса Мухи, чем на восточную красавицу или роскошную даму в черном…
На этом исключительном шедевре, пожалуй, стоит пока остановиться – от прекрасного тоже иногда надо немного отдохнуть. О самых роскошных и дорогих шедеврах Эрте, доступных к покупке в Martin Lawrence Galleries мы поговорим во второй части статьи.
🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺
Другие статьи канала, посвященные Ар Деко: