Британский коллектив "Дюран Дюран" из Бирмингема, известен не только своими песнями и приверженностью стилю "новая волна", появившемуся примерно в то же время, что и сама группа, в конце 70-х. Группа быстро стала популярной благодаря съемкам видеоклипов, на которые не жалела денег, причем снимала их на кинопленку. В Великобритании и вообще в Европе к началу 80-х, когда "Дюран Дюран" еще только делал робкие шаги в мире поп-индустрии, не было музыкального телевидения. Оно появилось в 1981-м году в США под названием Music Television или просто MTV. Возникновение специального канала, посвященного полностью музыке, где исполнители разных стилей могли демонстрировать видеозаписи своих песен, пришлось для "Дюран Дюран" весьма кстати. Их не слишком любили крутить на радио, а вот американскому каналу они вполне подходили. Ребята были стильные, харизматичные, уделявшие большое внимание моде и в какой-то степени ее создававшие.
Первый клип был снят на песню "Girls On Film" и появился на MTV вскоре после запуска этого канала.
Поскольку американский монополист музыкального видео придерживался строгих пуританских правил, откровенно сексуальный видеоролик группы из Бирмингема подвергся редактированию. Подобные проблемы впоследствии имели и другие исполнители. Например, британская группа "Frankie Goes To Hollywood" была вынуждена переснять свой знаменитый клип "Relax" в менее откровенной манере, а видео певицы Мадонны "Justify My Love" запрещали к показу, ввиду ее нежелания его переделывать.
Клип, снятый Кевином Годли и Лоуренсом Кремом, представлял собой некий симбиоз концертного выступления и сюжетного видео. В ту пору видеоклипы часто снимали в виде обычного исполнения песни на сцене. Здесь же, музыканты вместе со своими инструментами находились на втором плане, позади ринга, где происходили основные события, бои борцов сумо, одним из которых была девушка, купание в надувном бассейне, скачки на спинах и танцы.
Паноптикум под музыку группы. Бросается в глаза относительная редкость смены кадра. Только спустя несколько лет режиссеры видеоклипов начнут массово использовать прием, смена кадра каждые 3 секунды, что придаст музыкальному видео необходимый динамизм.
Следующий клип "Planet Earth" с этого же дебютного альбома, созданный Перри Хейнсом и Расселом Малкахи, был выполнен в похожей манере, что и первое видео группы.
Снова небольшая сцена, но на этот раз на переднем плане и в декорациях, будто стеклянного дома. Показ музыкантов периодически чередуется со зрительными образами, появляющимися в ходе песни. Все они символизируют происходящее на планете. Ветер, вода, огонь. Бегущая строка показывает, сколько людей рождается в тот момент на Земле каждый день, сообщает о самой старой песне, придуманной на планете.
Третий клип "Careless Memories" характерен тем, что снят все тем же Перри Хейнсом, на этот раз в содружестве с Терри Джонсом.
Видео динамичное. Парней везут в автомобиле, потом показывают комнату, чем-то похожую на ту, что позже появится в американском сериале "Потерянная комната". Своего рода пророчество. Целых полминуты мы видим сюжетный клип и радуемся, что наконец-то, нам показывают что-то новое. Но нет, снова демонстрируется сцена, где в полумраке музыканты играют и поют. Разве что солист Саймон Ле Бон несколько наигранно ведет себя в кадре, что не характерно для концертного выступления, тем более, что он смотрит прямо в камеру. Потом мельтешение лондонских улиц, девушка, вспоминая о которой поет группа, снова комната, опять сцена. Последние кадры только усиливают ассоциацию с "Потерянной комнатой".
Саймон стоит в дверном проеме, а позади него ослепительный свет.
В 1982-м году у группы выходит второй альбом "Rio". На заглавную песню с таким же названием Рассел Малкахи снимает клип.
Теперь все принципиально ново. Во-первых, натурные съемки. Яхта, фотомодели, берег океана, острова, подводные съемки и даже знаменитая бухта Рио-де-Жанейро. На этот раз музыканты свободны в своих действиях и не привязаны к инструментам и сцене. Получилась прогулка на яхте под музыку группы, воспевающей город в образе танцующей девушки.
Видео на песню "Hungry Like A Wolf" снято в похожем на предыдущее ключе.
Те же натурные съемки вдали от Британии. Разница только в том, что здесь нет атмосферы праздника. Действие происходит в Индии, сначала в дешевом ресторане, затем в джунглях, где голодный и испытывающий жажду Саймон Ле Бон преследует загадочную раскрашенную девушку. Клип напоминает трейлер фильма о приключениях Индианы Джонса. Автор Рассел Малкахи.
"Save A Prayer" во многом повторяет концепцию "Rio", с поправкой на темп музыки.
Берег океана, парусники, резвящиеся дети. И захватывающий вид плато на Шри-Ланке.
В кадре в основном солист Ле Бон, из играющих музыкантов показывают сначала только Джона Тейлора с акустической гитарой, а остальные впервые появляются в сцене купания слонов в реке. Затем гитара передается Энди Тейлору и все вместе они идут к древнему буддийскому храму. Режиссер клипа все тот же.
Еще один клип со второго альбома снял Ян Эмс. Песня "The Chauffeur" рассказывает о женщинах ищущих драйва в ночном Лондоне.
Снят в черно-белых тонах с полуобнаженными моделями. Видеоряд больше характерен для французского кино 60-х годов. Музыканты в клипе не появляются.
Третий альбом подарил поклонниками "Дюран Дюран" потрясающий клип "The Reflex", снятый с применением новых технологий и более частой сменой кадров.
Видео вариант песни заметно отличается от альбомного. Он короче, динамичнее и с большим участием женского бэк-вокала. При этом клип с полным правом можно назвать концертным. Над музыкантами на сцене висит огромный экран, с которого в определенный момент виртуально льется вода.
Для 1983-го года это невероятное событие в музыкальном номере. До появления компьютерного клипа "Money For Nothing" английской группы "Dire Straits" еще целых 2 года. Режиссер клипа по-прежнему австралиец Малкахи.
На песню "New Moon on Monday" был снят необычный клип, проследить за сюжетом которого не так просто. Сначала Ле Бон сидит в варьете, некая девушка указывает на него полицейскому. Тот требует документов для проверки и не спешит вернуть их. Саймон выходит на улицу и уезжает с девушкой на мотоцикле. Остальные участники группы похищают взрывчатку и пиротехнику, рассматривают какие-то листовки, а потом все вместе устраивают фейерверк на площади старого города.
В одной из статей о видеоклипах группы упоминается о том, что иногда они использовали в своих роликах странные нелогичные, отвлеченные образы, понятные только им. Это как раз такой случай. Режиссер клипа Брайан Грант.
Благодаря режиссеру Саймону Милну у группы появилось еще одно видео на песню "The Union Of The Snake". Еще одно странное, на этот раз фантастическое видео.
Под землей, а вернее, под песком живут странные люди-змеи. Саймон Ле Бон с товарищами бродит по пескам, но возле своей машины натыкается на девушку-проводника. И спускается вместе с ней на лифте в подземный мир, где обитают рептилии. После короткого путешествия по этому странному месту, он спешно покидает подземелье. В чем был смысл его миссии непонятно. Складывалось впечатление, что нам показали плохо смонтированный трейлер фантастического фильма, на который потрачено приличное количество денег.
Далее группа сделала перерыв в своей студийной работе и выпустила концертный альбом "Arena". Он состоит из уже известных песен, записанных на концертах, но есть и две новые композиции. Их старый знакомый австралийский режиссер Рассел Малкахи снял клип на сингл "Is There Something I Should Know?" Начало клипа с несколькими экранами напоминает клип группы "Asia" "Heat Of The Moment".
Исполнение песни в простеньких декорациях чередуется в редкими натурными вставками. В том числе и черно-белыми. В конце ролика есть вставки из предыдущих клипов. В целом, видно, что режиссер хочет любыми способами разнообразить клип, но технических возможностей и бюджета маловато. По сравнению с "The Union Of The Snake" клип выглядит получше, но от "The Reflex" это шаг назад.
Второе видео "The Wild Boys" – самый дорогой клип, когда-либо снятый группой.
По антуражу он очень напоминает "The Union Of The Snake". Здесь тоже подземелье и присутствуют странные существа. Но на этом сходство заканчивается. Съемки дорогие, компьютерная графика, каскадерские трюки, полеты на дельтапланах, мельница, огонь и вода. На этот раз появляющиеся в кадре дикие парни вполне соответствуют тексту песни. Режиссер Рассел Малкахи в этом видео воплотил свою несбывшуюся мечту о съемках фильма по одноименному роману Берроуза.
Следующий клип группы "A View To A Kill" вышел отдельно от альбомов. Это был саундтрек к знаменитому фильму о Джеймсе Бонде с тем же названием и Роджером Муром в главной роли.
Как это часто бывает с саундреками, видео перемешивает происходящее в фильме, с тем, что делают в кадре музыканты. Пока Бонд противостоит своим оппонентам на Эйфелевой башне, Саймон и его друзья наблюдают за происходящим в гуще событий. Создается реальность пребывания "Дюран Дюран" в самом фильме. Клип удачный. Его снял дуэт Годли – Крем, уже работавший с группой.
В дальнейшем, на песни, регулярно выходивших альбомов продолжали сниматься клипы "Дюран Дюран". Наступила эра видеоклипов и большинство исполнителей в той же Европе стали прибегать к услугам режиссеров для съемок видеоряда своих песен. Бирмингемская группа перестала выделяться на общем фоне, хотя два клипа стоит отметить отдельно. Это полностью компьютеризированный совершенно потрясающий ролик Дина Чемберлена "All She Wants Is" с альбома "Big Thing" 1988 года, сделанный на высочайшем техническом уровне того времени.
Еще одно видео с альбома "Liberty" (1990) под названием "Violence Of Summer" сделанное Энди Делейни и Монти Уайтблумом имело серьезный бюджет.
Были приглашены известные манекенщицы, позировавшие в кадре полуобнаженными. Как сообщала пресса того времени, за съемками клипа в северном Лондоне наблюдало около 250 тысяч человек.
В данный момент, группа продолжает работать, выпускать новые альбомы и создавать новые клипы.
Спасибо за внимание.
Читайте также:
Золотая коллекция групп евродиско 80-х
Фестиваль Авторадио "Дискотека 80-х"
Телеканал 2х2. Праздник видеоклипов