Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. Про то, что самолёт считается самым безопасным видом транспорта думаю слышали все, однако это не мешает более чем 80% (по данным ВЦИОМ) в той или иной степени бояться летать.
Однако, если вспомнить все новостные заголовки за последние 10 лет, связанные с катастрофами на железнодорожном и воздушном транспорте, то в голову может закрасться мысль - почему же поезд считается опаснее самолёта?
Сразу оговорюсь, что я буду говорить об авариях исключительно пассажирских поездов, а также об авиационных инцидентах именно на магистральных рейсах, не затрагивая авиацию общего назначения, ровно также, как и не затрагивая пригородное сообщение на железной дороге.
Железнодорожные происшествия за последние 10 лет
Их, в общем то - всего два. Это крушение в Краснодарском крае в 2013 году, произошедшее из-за выброса пути. Тогда пострадало 108 человек, никто не погиб. А также крушение в 2014 году на перегоне Нара - Бекасово I, где погибло 6 человек и было ранено 51. Итого за десять лет - 6 погибших и 159 раненых.
Понятное дело, что утро начинается со схода, вот только это касается грузовых поездов. С пассажирскими всё пока хорошо и, надеюсь, что и будет так. Кстати даже у грузовых сходов давненько не было, оптимизация что ли, наконец, заработала?..
Авиационные происшествия за последние 10 лет
А вот тут всё куда печальнее.. Здесь и катастрофа ATR-72 под Тюменью, и Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан» в Казани, и Boeing 737-800 «Flydubai» под Ростовом-на-Дону, и Ту-134 «РусЭйр» под Петрозаводском в 2011, и широко известная катастрофа Як-42Д с хоккейной командой «Локомотив» в 2011, и Ан-148 в 2018 «Саратовских авиалиний», ну и в конце концов - SSJ100 в Шереметьево.
Ещё была ужасная катастрофа Airbus A321 над Синаем, однако там проблема была не в самолёте, а в бомбе. Если бы речь шла о катастрофах за последние 20 лет, я бы также не стал брать в расчёт оба взрыва на «Невском Экспрессе».
Так вот, во всех этих катастрофах итого погибло 348 человек, а также 25 раненых. Это говорит о двух вещах, во-первых - погибло гораздо больше людей, нежели на железной дороге, а во-вторых - о выживаемости среди оказавшихся в авиакатастрофе.
Но насчёт последнего нельзя делать выборку по тем случаям, которые я предоставил. Я написал именно о случаях с человеческими жертвами. На деле же, процент погибших в авиационных инцидентах по всему миру довольно мал - всего 5% от общего числа находившихся на борту.
Почему же тогда самолёт безопаснее поезда?
И снова, всё дело в том, как же считается статистика. А считается она по количеству катастроф на пассажиро-километры. Это такая единица измерения, которая связывает количество пассажиров и пройденный путь. Скажем, если в самолете летит 150 человек из Санкт-Петербурга в Москву (650 километров), то это 97500 пассажиро-километров.
А вот полностью забитая «Красная Стрела» (322 человека) имеет 209.300 пассажиро-километров. Вот только поезд едет 8 часов и за это время успеет слетать 4 самолёта туда и столько же обратно. Налетав куда больше километров и, соответственно, перевезя куда больше пассажиров.
В этом то и кроется разгадка. В абсолютном значении, поезда действительно кажутся более безопасными. Вот только если поезда будут ездить также часто и их годовые километро-часы сравняются с аналогичным показателем у гражданской авиации, то и лететь под откос они будут чаще. Опять же, в абсолютном значении. В относительном же они будут оставаться на том же уровне безопасности, что и сейчас.
Есть и ещё одна загвоздка. Показатель безопасности рассчитывается основываясь как раз пассажиро-километрах. То есть, скажем, 1 катастрофа на сколько-то пассажиро-километров (очень на много, кстати).
Дело в том, что самолёт подвержен опасности, скажем, первые 50 и последние 150 километров своего пути. В остальное же время (фаза горизонтального полёта) катастрофы случаются крайне редко, по сравнению с взлётом и посадкой. Поезд же наоборот, подвержен определённому риску на протяжении всего пути.
Поэтому если бы при расчёте «воздушных» пассажиро-километров за километры принималась бы константа (200-300 километров, тот самый опасный промежуток), то вполне вероятно, что статистика безопасности выглядела бы иначе.
В заключение
Мне нравятся как поезда, так и самолёты и в моих глазах их безопасность примерно на одном и том же уровне. Другой вопрос - терроризм, но тут уже не имеет значение, на чём вы добираетесь. В Москве это отребье и дома взрывало, тут уж только в аргумент можно привести фатализм, в духе - если суждено, то ничего не поделаешь. В качестве эпиграфа:
– Я боюсь, что террорист протащит на борт самолёта бомбу.
– О, вероятность того, что на самолёт кто-нибудь протащит бомбу крайне мала и составляет примерно 0,0001%.
– Нет, 0,0001%, на мой взгляд, всё же много. Скажите, а какова вероятность того, что на самолёте окажется сразу две бомбы?
– Ещё меньше, около 0,0000001%.
– Отлично, это уже куда ни шло. Я буду брать в самолёт свою бомбу.
=========================
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
► Что такое пережог контактного провода, из-за чего он возникает или почему нужно поднимать несколько токоприёмников?
► Как можно отслеживать движение поездов на карте в реальном времени, подобно самолётам на флайтрадаре?
► Что делают машинисты поездов, если видят на переезде застрявшую машину совсем близко?