Дневники памяти.
Эти записи - своего рода дневники памяти. Все мы из детства, и периодически вспоминаем и рассказываем родным и близким интересные эпизоды из прошлой жизни.
Несколько лет назад я начала записывать свои воспоминания в виде маленьких зарисовок. Рисовала в общем-то девочка Вера. Это ее взгляд на окружающий мир.
Хотелось, чтобы дети, а потом и внуки, читая эти воспоминания, перенеслись в атмосферу шестидесятых годов, узнали, как мы жили. Ведь каждое поколение растет по-разному.
Дала почитать детям, им понравилось, сказали: «Пиши еще, интересно».
Опубликовать мои повествования в прозе – идея моих детей. Если кому-то интересны, созвучны описания и настроения, характеры, бытовые детали из моих воспоминаний, то не стесняйтесь – оставляйте комментарии, рецензии, отзывы.
" И вот, не желая остаться в долгу
У внуков, пишу я записки;
Для них я портреты людей берегу,
Которые были мне близки." - Н.Некрасов. поэма "Русские женщины".
Из сборника рассказов "Дом с голубыми наличниками".
« …Бабка со своей любовью как бы уходит
в архив жизни, но эта бабушкина любовь
остается на дне души и греет всю жизнь».
В.Токарева.
Моей бабушке – Анастасии Михайловне Соловьевой – В. посвящается.
Мы всю жизнь вспоминаем детские годы. Воспоминания – это калейдоскоп картинок из детства, окрашенных нашими тогдашними ощущениями, восприятиями, вкусами, запахами. Эти картинки периодически всплывают в нашей памяти…
Картинки. Самые первые.
Меня кладут в люльку - качалку, сделанную дедушкой еще для своих младших детей, выкрашенную почему-то темно-зеленой, как старая ель, краской. Люлька стоит рядом с кроватью бабушки и дедушки. Я не сплю, жду, когда уляжется бабушка, закончив все приготовления ко сну, прочитав молитву в своем укромном уголке на кухне, и даст мне руку - просунет между реечек в кроватке. Рука у нее мягкая, теплая; без нее я не усну, не будет этого мирного успокоения, располагающего ко сну. Они ведут с дедом («дюдя» - так мы его звали с Любой, моей двоюродной сестрой в раннем детстве) свои разговоры перед сном: о детях, о хозяйстве; обсуждают планы на завтрашний день – какие «дела делать» надо в первую очередь. Мне уютно и покойно, прижавшись к бабушкиной руке, и я засыпаю под тихий их говор.
Деушка в белой панамке.
С какого возраста человек начинает помнить? До того, как мне исполнился год, я знаю, мы жили в городе Д., а потом переехали к папиным родителям в деревню все в той же области. Кажется, мне еще не было трех лет, а помнится картинка из детства.
Я бегу, тороплюсь, и не успеваю за большими ребятами, а они идут на поле за горохом. Они прогоняют меня домой, но я упорно не отстаю от них. На мне зеленое ситцевое платьице и белая панамка. С пригорка открывается вид на поле, огромное, сине-васильковое.
Созревают какие-то злаки. А по краю поля горох и кое-где молодые подсолнухи. Все начали рвать горох, я тоже напихивала в свои мелкие кармашки. Я терялась в этих зарослях. Потом бежали - боялись сторожа.
Я опять же отставала от ребят, они злились, что навязалась. Я присела в подсолнухах: платье на мне зеленое, высокие подсолнухи склонили надо мной свои большие головы, можно сидеть так и никто меня не найдет. Главное, что я не помешаю ребятам убежать от колхозного сторожа. Помню, для меня это было важно.
А мама в это время меня разыскивала: бегала по всей деревне, кричала, звала. У сидящих на лавочке бабушек спросила: не видали ли они маленькую девочку. Они ответили, показывая в сторону поля: « Да, давеча проходила деушка в беленькой панамочке.»
Меня все же не оставили одну в поле. Кто-то из старших ребят схватил подмышку и потащил в горку.
В деревне мы прожили недолго. Мне как-то больше ничего и не запомнилось из того периода.
Продолжение следует ...
Фото из разных источников.
Читайте на моем канале:
Доигрались. Может, он просто спит? Из детских воспоминаний.
Мы же хотели как лучше! На каникулах у бабушки. Помогли! Из детских воспоминаний.
Сенокос в деревне. Что я помню.
Навигатор. Сборник рассказов - повествований "Дом с голубыми наличниками".
Рубрика Альманах воспоминаний. Навигатор.
Экскурс по моему каналу. Навигатор, часть 3.