Найти тему
Журнал "Покров"

Отец Илий: "Все мы - дети Божии"

Как обойти все рифы и хитросплетенные сети, что диавол без конца раскидывает в море житейском для всякого человека и целых народов, когда те отступают от Бога, желающего каждого из нас спасти, – об этом интервью со схиархимандритом Илием (Ноздриным).

(Публикуется в сокращенном варианте. Полная версия - в выпуске 2/556/2019. Можно приобрести по ссылке https://kiosk.pokrov.pro/)

Добродетели – от близости к Богу

– Батюшка Илий, как научиться добродетельной жизни?

– У каждого из нас есть совесть. Это вложенный от рождения в душу каждого человека – голос Божий. Но нам еще дана и свободная воля. Человек может поступить вопреки своей совести. Она его потом, конечно, будет угрызать. Поэтому человек еще наделен разумом, чтобы мы думали, прежде чем что-либо сделать.

Когда поступаешь по нравственному закону, установленному Творцом, совесть одобряет твои поступки и дела, ты испытываешь удовлетворение. Сказано же в Евангелии: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Если бы мы хотя бы только эту заповедь начали исполнять, наша жизнь намного была бы спокойней. И это только одна заповедь!

Священное Писание нам дано как напоминание нормы жизни: так должно быть, если жить по совести.

Господь все для нас сделал. На Кресте висит, пока на земле есть хотя бы еще один грешник. За каждого Христос распялся. Всем спасения хочет (1 Тим. 2:4). Если бы только люди эту истину о вселюбящем их Боге в свои бессмертные души вместили.

Коммунисты неистовствовали, разрушая церкви Божии! Потому что все в церкви – для спасения души человека, все Таинства открыты: покаяние, чтобы совесть свою очищали, Причащение и другие Таинства чтобы соединяться с Господом.

Не может человек не грешить. А как согрешит, так темные силы к нему и подступают, человек становится все более немощен перед соблазнами, других обижает, порабощает. Так начинается вражда.

Забывают люди, что такое страх Божий. А над всеми нами есть правосудный Судия, от Бога ничего не утаится. Согрешил – покайся, прости ближнему все от души. Нам неизбежно предстоит вечность. Хотим мы того или не хотим.

Оптина пустынь
Оптина пустынь

Господь нам дал молитву «Отче наш». Очень простую, но в ней все сказано. Это основа общения души со своим Отцом. Все мы – дети Божии. Поэтому обращаясь к Отцу, говорим: «...И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (см.: Мф. 6:9–13). То есть мы не только просим у Господа необходимого нам, но и обещаем сами, что будем прощать наших братьев и сестер, которые нам что-то сделали не так, и мы этим недовольны. Терпение – это Божественное свойство, а нетерпение и возмущение – сатанинское.

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), – говорит Господь. Так и святые отцы завещали: христианское совершенство достигается через терпение. Для это Бог и посылает человеку всяческие скорби внешние и внутренние. Внешние – это болезни, нищета, поругание, презрение от ближних. Внутренние – страсти, они иногда тоже, утесняя душу, помогают ей обратиться к Богу, заставляя человека, которого мучает совесть от своего дурного нрава, искать Спасителя. Мытарь, сказано (см.: Лк. 18:14), пошел из храма более оправданным, чем фарисей, хотя был весь в грехах, а тот – в добродетелях.

– Смирения не оказалось у фарисея?

– Да, и любви к ближнему. Смирение и любовь – это вершина добродетелей. Без любви и смирения невозможно прийти ко Христу: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16), – сказано у апостола. Так же и со смирением. Сказано же: «Господь смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8). Отца Небесного мы не видели, а Господь наш Иисус Христос, вочеловечившись, явил нам Бога. Мы призваны подражать Ему. Начнем жить в смирении, терпении, любви, тогда и молитва наша будет услышана. Всегда видно: молится человек или нет, есть в нем крепость от молитвы, или он весь повязан недугами.

Самый большой грех, конечно, гордыня. Гордые сами порой удивляются, почему это у них нет веры даже тогда, когда они как будто вроде бы и стремятся к ней? Все делают внешне правильно. Вера гордых – себялюбие, как у фарисея. А смирение и жертвенная любовь приближают ко Христу.

схиархимандрит Илий (Ноздрин)