Найти тему
Норвик Банк

Недвижимость, качающаяся на волнах: дворцы безумного императора

Люди научились строить корабли еще до того, как освоили седло и, тем более, стремена. Пока не появился паровоз, именно корабль был самым быстрым средством перемещения по нашей планете и самым сложным из технических устройств, которые создавал человек. Но даже несмотря на топовую для своего времени скорость, морякам приходилось проводить на качающейся палубе долгие недели и даже месяцы, прежде чем удавалось снова ступить на твердую землю. Все это время корабль был для них одновременно и домом, и рабочим местом. Так что дистанция от корабля до дома была весьма короткой…

Римский император Гай Юлий Цезарь Август Германик более известен под своим детским прозвищем Калигула, то есть «сапожок». Критики изображают его сумасшедшим, кровожадным и жестоким тираном, не знавшим меры в плотских удовольствиях и безудержных пирах.  Другие историки утверждают, что манеры и поведение Калигулы не были чем-то необычным для своего времени, он был хорошо образован и воспитан, а память неугодного правителя сознательно очернили в угоду его преемникам. Но все сходятся в одном: по экстравагантности поступков император мог дать фору кому угодно.

Одним из самых невероятных проектов Калигулы, стали два дворца, построенные на озере Неми, примерно в 30 км к юго-востоку от Рима.

Причем «на озере» - будет самым точным описанием этих сооружений. Дело в том, что дворцы были возведены на громадных кораблях – один был 73 метра в длину и 24 в ширину, а другой 71 в длину и 20 метров в ширину. Большой корабль был оснащен многочисленными веслами, каждое из которых двигали 4-5 гребцов, плюс 4 рулевых весла, а меньший, судя по всему, шел за ним на буксире.

-2

Несмотря на то, что Неми – небольшое пресное озеро, около 1000 м в поперечнике, строили корабли по стандартам военно-морского флота, предельно надежно и не считаясь с расходами. Корпуса были защищены толстой свинцовой фольгой, под которой был слой водонепроницаемой смеси битума и смолы, «армированной» шерстью овец. Два громадных корабля на небольшом озере сами по себе смотрелись удивительно. Но когда закончили работать корабелы, начались вещи еще удивительнее.

На большем корабле был построен дворец, с портиками и мраморными колоннами, крытый позолоченной медной черепицей. На многоуровневых галереях, выстроенных на палубе, росли живые фруктовые деревья и виноград. На кораблях было собственное отопление – под мраморными и мозаичными полами были проложены трубы, проводящие горячий воздух, и организована своя система водоснабжения: на корабле, плавающем посреди озера, можно было принять горячую ванну. Калигула устраивал в плавучих дворцах многодневные пиры, благо на них имелась кухня и большой запас изысканных яств и вин. Именно одна из труб горячего водоснабжения позволила точно узнать имя заказчика судов и примерную дату их постройки – на ней была вырезана надпись «Собственность Гая Цезаря Августа Германика».

-3

Второй корабль был, судя по всему, не только плавучим дворцом, но еще и храмом богини Дианы. Озеро Неми во времена Римской империи считалось одним из центров культа Дианы, поэтому обойти вниманием покровительницу тех мест было невозможно. На храмовом корабле располагались святилище, жертвенники, помещения для служителей культа и настоящая роща из редких деревьев.

Оба корабля-дворца были обильно украшены: все балки оканчивались позолоченными бронзовыми головами зверей, бронзовая оснастка тоже была вся вызолочена, в виде звериных голов были сделаны и все краны. Строения и даже полы в них были отделаны мозаикой и драгоценными камнями. Если позволял ветер, то над кораблями поднимались пурпурного цвета паруса, затканные по краям золотыми узорами – а пурпурный краситель тогда был на вес золота.

На кораблях обнаружили множество техники. Помимо сантехники и отопительной системы, на них были помпы для откачки поступающей в трюм воды, механизмы для подъема якорей, а также на малом судне были найдены устройства, похожие на современные подшипники. Судя по всему, это были основания под какие-то скульптуры, а благодаря им статуи можно было легко поворачивать в нужном направлении. В следующий раз подшипники придумает только Леонардо да Винчи через 1500 лет после строительства кораблей Калигулы.

-4

Судьба плавучих дворцов оказалась печальной. Их заказчик и регулярный пассажир Калигула в 41 году н.э. был убит заговорщиками. Рассказывают, когда об этом стало известно, весь Рим вздохнул с облегчением и тихо отпраздновал траур: размах террора и бесчинств, которые учинял незадолго до смерти император, превысил все мыслимые и немыслимые пределы.

Судя по всему, корабли эксплуатировались при Клавдии, а потом и при Нероне. Но после смерти последнего и начавшейся гражданской войны, денег на поддержание кораблей на плаву в казне не стало, а наследникам было не до них. Плавучие дворцы разграбили, а потом они из-за небрежения набрали воды и под весом мрамора и украшений ушли на дно.

Первые попытки исследовать корабли Калигулы были предприняты еще в 1440-е годы. Тогда еще думали, что плавучий дворец был только один. Техника XV века не позволяла ни поднять корабль, ни осмотреть его под водой. Ограничивались фрагментами, которые можно было поднять крюками и которые попадали в сети местных рыбаков. В конце 1880-х озеро исследовали англичане, но кончилось все тем, что они подняли много бронзовых деталей и украшений, которые теперь выставляются в британских музеях, но ничего серьезного не добились. Зато впервые стало понятно, что кораблей на самом деле два.

-5

По-настоящему их стали исследовать при еще одном любителе грандиозных проектов – итальянском диктаторе Муссолини. В 1927-1932 годах озеро частично спустили, а удивительные по сохранности корабли извлекли из векового ила и поместили в специально выстроенный на берегу музей. В 1936 году он открылся для посетителей.

Но и тут судьба не была к благосклонна к наследию безумного императора: в ночь на 31 мая 1944 года, то ли из-за шального снаряда из американской гаубицы, то ли из-за намеренного поджога отступающими немцами, музей охватил пожар. Остатки кораблей Калигулы погибли в огне, нетронутыми остались считанные фрагменты. Выжили и те детали, колонны и украшения, которые были увезены в другие музеи.

Но историки и археологи не отчаиваются. В начале 2010-х появились версии, что кораблей в действительности было три. И третий корабль до сих пор лежит где-то на дне озера Неми, погребенный под слоями ила. Если так, то нас ждут самые удивительные открытия.

Продолжение о том, как строят дома на воде на другом конце света – через неделю.

ПАО «Норвик Банк». Лицензия №ЦБ РФ №902 от 17.07.2015.