Найти тему
non-stop

1984 оттенка красного: Рецензия на фильм "Чёрная вдова"

Сольный фильм о героине Скарлетт Йоханссон - первый блокбастер Marvel после "Мстителей: Финал". Премьера состоялась более, чем через год после релиза; однако, стоило ли фанатом супергероики так долго ждать "Чёрную вдову"?

Проблемы у кинокомикса Кейт Шортланд возникают уже с первых кадров. Оказывается, будущая супергероиня жила в Америке с самого детства, и у неё была так называемая "семья". Какой в этом сюрприз, если мы это видели в финальном трейлере? Disney будто игнорирует существование интернета и маркетинг собственных фильмов. Возможно, начало "Вдовы" стало бы самой интересной частью фильма, но создатели сами пускают всю интригу псу под хвост. Когда же происходит первый сюжетный поворот, нас знакомят с антагонистом картины, генералом Дрейковым. На самом деле, в качестве злодеев выступают практически все мужчины, появляющиеся в кинокартине, кроме парня, которого Наташа (Скарлетт Йоханссон) держит во френд-зоне(ох, спор о правильности произношения столицы Венгрии невероятен): они предают, манипулируют женщинами ради власти и признания. Во вселенной, где Капитан Америка способен поднять мьёльнир, Красный Страж (его советский аналог) бросает маленьких девочек на произвол судьбы, а Вдову разыскивает секретарь Росс (неуёмный дядька из "Невероятного Халка" и "Противостояния") за то, что она напала на Чёрную Пантеру. Хорошо, не коленом придушила. Эмомбе!

Типичная русская семья: папа-уголовник и "овдовевшие" дочки.
Типичная русская семья: папа-уголовник и "овдовевшие" дочки.

Отдельный разговор - вступительные титры под кавер на песню "Smells Like Teen Spirit" панк-группы "Nirvana" в исполнении Malia J (панковский трек в совсем непанковском фильме), показывающие трансформацию Наташи Романофф из хрупкой девочки в сильную в неуловимую мстительницу в духе странствий пса Бака из "Зова предков" и стилизованные под военную хронику, где на фотографиях красным маркером постоянно обводят прифотошопленного Рэя Уинстона, будто мы ещё не поняли, кто тут главный злодей. И вообще, у создателей странный пунктик на красный цвет: просветляющий газ, снимающий чары с киллерши, если она его вдохнёт; костюм Красного Стража, проект под названием "Красная комната". Цвет здесь носит идеологический характер: то мимолётом покажут злого военного, отталкивающего Наташу от раненной матери, то Алексей (Дэвид Харбор) вспомнит о своей выдуманной стычке со Стивом Роджерсом в 1984-м; для злодея идея по захвату мира важнее дочери, а у Милены (Рэйчел Вайс) даже есть свой скотный дворик. Джордж Оруэлл бы одобрил. Либо сотрудники Marvel не читают ничего кроме романов Тома Клэнси, любо капиталистам до сих пор снятся кошмары с коммунистами-людоедами, потому что иначе оправдать льющийся с экрана поток русофобии не получается. Водка, тюрьма, тоталитаризм. Только балалаек в саундтреке не хватает.

Бэнг-бэнг-бэнг, Дрейков в здании!
Бэнг-бэнг-бэнг, Дрейков в здании!

"Чёрная вдова" - в первую очередь, прощание с Натальей Романофф (упс, спойлер!), поэтому в сюжет вводят её преемницу, сестру Елену (Флоренс Пью), с которой её разлучили больше двадцати лет назад. Как и Наталья, Елена тоже работает "на дядю" в организации "Вдовы", пока ей в лицо не распыляют тот самый веселящий красный газ. Это, пожалуй, наиболее сомнительная сцена. Сценаристы жертвуют раскрытием персонажа в угоду динамике картины, из-за чего Елена не развивается. Почему она должна занять место Натальи в киновселенной Marvel? Потому что она носит костюм, умеет шутить и моложе сестры?

Скарлетт Йоханссон понемногу отходит на второй план, примеряя на себя роль наставницы в условиях локального междусобойчика. Ей уже нечего предложить зрителю: мы знаем, какая участь уготована героине в конце.

Сольник вязнет во вторичности. Особенно в сравнении с другим фильмом Marvel, "Первый мститель: Другая война", тоже замаскированным под шпионский триллер. С летающими военными базами, марионетками и заговорами. И создатели пытаются спасти фильм, нашпиговав его актуальными темами. Разумеется, без феминизма никуда. Женщины здесь спасают из тюрьмы мужика, персонажа-функцию. Убери его из сюжета - ничего особо не поменяется. Ну, разве что будет меньше сцен с плохой графикой. В Disney в курсе об "Аватаре"? Фильм вышел одиннадцать лет назад? Почему он превосходит "Вдову" во всём? (Кстати, о сцене побега. По сравнению с ней побег из Воркуты в "Call of Duty: Black Ops" кажется реальным историческим событием.)

Таскмастер - это эдакий Т-1000.
Таскмастер - это эдакий Т-1000.

За последние годы киновселенная Marvel превратилась из культурного феномена в данность. Фильмы студии перестали удивлять режиссёрскими решениями, коих было полно в первой части "Железного человека" и дилогии "Стражей". Машинное производство вытеснило ручной труд, наделённый жизненной энергией.

"Чёрная вдова" - очередной продукт конвейера, безликий фильм, по уровню пропаганды не уступающий разве лишь "Самолёту президента" с Харрисоном Фордом и Гэри Олдманом ("Россия-матушка!). Отсутствие весомых достоинств лишь усугубляет положение. Фильм буквально не за что хвалить.

Проходите мимо, потому что вам в очередной раз показали 🖕 вместо качественной супергероики.

Плюсы:

👍несколько гротескных, но весьма забавных шуток про принудительную стерилизацию и замёрзшие на рыбалке руки

👍потенциально интересный персонаж Флоренс Пью, который, тем не менее, не развивается

Минусы:

👎количество стереотипов о русских пробивает дно

👎эксплуатация заезженных тем с целью огородить фильм от любой критики в его адрес

👎спецэффекты

👎общая необязательность проекта