В детстве и юности я читала ВСЕ. Ну вот прямо вообще все, без разбору и каких бы то ни было табу и ограничений: Сорокина и Гофмана, Джойса и Эрланда Лу, Аристотеля и Пелевина, Жорж Санд и Лимонова… Я могу до бесконечности перечислять эти несочетающиеся парочки.
Не было такой темы, которая бы меня отпугивала: война, тюрьма, ванильные любовные истории, маньяки-психопаты, напряженные умствования, лихо заверченные детективы, поток сознания, залихватские приключения – все шло в ход и все пригождалось.
Потом кое-какие жанры начали отсеиваться. Я вдруг поняла, что детективы мне абсолютно не интересны. Вот вообще не мучает любопытство, кто убил – садовник или дворецкий. Или выглядящая такой невинной юная племянница.
Потом я решила, что про войну, голод, продразверстку и массовые убийства я все-таки тоже уже не люблю. Когда в книге очень сильно мучают очень многих людей, мне становится тяжело и неприятно. И такую книгу я уже дочитывать не буду.
От фэнтези мне становится смертельно скучно. В этом жанре я признаю только двух авторов – великого профессора Толкиена и Вальтера Моэрса. Все остальное вообще не трогает ни за какое место никак.
Потом отпало еще что-то и еще что-то… И в итоге теперь мне невероятно сложно угодить. Я выбираю книги придирчиво и тщательно. Сначала узнаю тему и оцениваю, насколько этот предмет способен меня увлечь. Потом пробую стиль: если мне в нем неуютно, он кажется раздражающе вычурным или, наоборот, слишком простым, скорее всего, читать не буду. Ну и так далее. В общем, противный я читатель, несговорчивый.
Зато я точно знаю, какой должна быть моя идеальная книга. Та, которую я буду беречь у сердца (ну, или на почетной полке в шкафу), часто перечитывать и цитировать пространными кусками.
Во-первых, она должна быть веселой и легкой. Никаких смертей (ну, одну можно, но очень давно и как-нибудь вскользь), никаких неизлечимых болезней, никаких избиений и прочих физических мучений. Моральные мучения можно, но не слишком много. И обязательно все должно закончиться хэппи-эндом. Ну, или на худой конец твердой надеждой на светлое будущее.
Во-вторых, в книге должно быть много юмора. Я вообще не понимаю, зачем писать книги без юмора.
Но когда одни сплошные шутки и больше никакого смысла – это тоже нехорошо. Ну, кому-то, может, и хорошо, но мне хочется чего-нибудь еще. Мыслей каких-нибудь. Желательно неожиданных. Это в-третьих.
В-четвертых, там должно быть умопомрачительное путешествие. Зачем вообще писать книги, если в них нет путешествия?
Ну, и в-пятых, неплохо было бы, чтобы там был небанальный сюжет. Ну, или хотя бы отдельные его повороты были неожиданными.
Ну вот как-то так. А какой у вас идеал книги?
А вот здесь я написала про одну книгу, которую поп некоторым параметрам можно назвать идеальной.