Будущий лауреат Нобелевской премии по экономике Майкл Спенс поступил в Пристонский университет в 1962 году. В 1973 выпустил две статьи посвященные "Модели сигнализирования". А в 1985 вошел в книгу "100 великих экономистов после Кейнса". И лишь в 2001 году получил Нобелевскую премию по экономике за "Модель сигнализирования". Это событие можно считать величайшим научным достижением человека. Тот самый успешный успех, к которому человек стремился 39 лет.
С одной стороны бесконечные лозунги о том, что можно добиться всего, стоит только пожелать. А с другой, человек, который 39 лет трудился в одной и той же сфере. Отрезвляющий факт. Эти долгие годы Майкл Спенс занимался преподавательской и научной деятельностью, а так же входил в совет директоров нескольких крупных компаний. Полное погружение в сферу экономики. Если кому-то нужен секрет успеха, то вот он. Заниматься одним делом много лет (39! Я повторяюсь, но у меня в голове не укладывается), при этом рассмотреть его со всех сторон.
Кстати, математиком он тоже был отменным. В общем-то его модель сигнализирования это математическая игра с экономическими правилами.
Рассмотрим следующую ситуацию. На рынке труда есть два типа работников: высокопроизводительные и низкопроизводительные. Их отличие в том, что первые создают более высокий добавочный доход. Поэтому нанимателю выгодно иметь в своём штате высокопроизводительных работников. Но если наниматель не уверен к какому типу относится работник, он будет выплачивать среднюю заработную плату. При этом высокопроизводительные работники могут рассчитывать на более высокую оплату труда, но для этого им нужно сообщить нанимателю, к какому типу они относятся. Так возникает институт сигнализирования.
Получаем игру в три хода. На первом ходу "Природа" выбирает тип работника. На втором, работник выбирает какой уровень сигнала подать. Уровень сигнала находится в пропорциональной зависимости с уровнем издержек, которые он требует. Иначе все работники могли бы подать высокий сигнал. Но так как низкопроизводительные работники в принципе хуже справляются, то более высокий уровень сигнала будет связан для них с большими издержками. Наконец, на третьем ходу наниматель выбирает какую зарплату назначить работнику.
Основной вопрос, который ставит теория игр, это нахождения равновесия. Для этой игры будем рассматривать разделяющие равновесие, то есть такое, при котором высокопроизводительным работникам выгодно подавать более высокий уровень сигнала, чем низкопроизводительным.
Далее Спенс показывает, что существует лишь небольшой интервал, в котором должен лежать уровень сигнала от высокопроизводительных работников, чтобы введение института сигнализирования было выгодно для них. При этом доля таких работников на рынке труда должна быть маленькой.
Тем не менее Спенс считает, что в современном мире система сигнализирования существует и не приводит к повышению уровня благосостояния. В качестве сигнала он рассматривает уровень образования и описывает "эффект диплома". Причина получения диплома об образовании - продемонстрировать свою эффективность работодателю, с целью получения более высокого уровня оплаты. При этом издержки на демонстрацию более высокого уровня сигнала являются чистыми потерями для общества.
Можно возразить, что это очень однобокий взгляд. Ведь во время обучения человек получает полезные навыки, которые пригодятся ему в его будущей профессиональной деятельности. Безусловно это так. Есть только одна загвоздка. Как работодатель узнает о том, что человек обладает необходимыми ему профессиональными навыками? Испытательный срок? Но он связан с большими издержками для нанимателя. Чтобы найти подходящего работника, придётся перепробовать много вариантов, что займёт много времени. Вот и получается, что диплом демонстрирует уровень производительности. Осталось только понять, какую часть усилий человек тратит на то, чтобы приобрести необходимые навыки, а какую на то, чтобы диплом был нужного цвета.