"Все могут короли!" Ну и королевы, конечно! Привычный стереотип или правда? Большинству из нас жизнь царственных особ представляется как один большой праздник! Но так ли это на самом деле?
Возможно Вы будете разочарованы, но некоторые российские императоры вовсе не хотели становиться правителями, грезили о спокойной, размеренной жизни, большой семье и приходили в ужас от перспектив управления огромной державой. И дело здесь не в трусости или безответственности, просто не каждому такая серьезная ноша была по душе и по плечу.
Например, великий князь Константин (сын императора Павла I) добровольно отрекся от престола в пользу младшего брата Николая (будущего императора Николая I) В-общем, Российская империя от этого только выиграла. Неизвестно какие реформы начал бы проводить Константин Павлович, отличавшийся вспыльчивостью, гневливостью, унаследованными от отца.
Великий князь Константин Павлович
А вот великому князю Александру Александровичу (сыну Александра II) от судьбы убежать не удалось, за что опять же можно выразить искреннюю благодарность. Дипломатичный, порядочный, внимательный к делам, радеющий за державу, семейный и какой-то надежный император Александр III в молодости и не подозревал о том, что станет монархом. А вот его брата, цесаревича Николая, с детства готовили к тому, что он однажды взойдет на престол.
Цесаревич Николай Александрович
Но Николай скончался в юности, и Александру пришлось смириться с тем, что он должен заменить брата во главе государства. И не только. Невеста Николая, датская принцесса Дагмар (принявшая в православии имя Мария Федоровна), тоже должна была стать супругой российского императора.
Александр III в молодости
Датская принцесса Дагмар, невеста Александра III
Представляете, каково это? Александр потерял любимого старшего брата, в нем видят будущего императора... К тому же у молодого человека вспыхивают чувства к фрейлине императрицы Марии Александровны, Мари Мещерской. И вроде бы понятно, что никаких шансов у этих отношений нет. Но поди, объясни это тем, у кого первая взаимная любовь...
Но речь шла о судьбе наследника престола и о судьбе самого государства, поэтому объясниться пришлось. Внушение сыну сделала императрица Мария Александровна. Хватило ненадолго. Молодые были дружны и неразлучны, встречаясь ежедневно на балах и приемах. Кроме того, у молодых, в лучших романтических традициях, "случились" помощники. Одна из них, Саша Жуковская, передавала письма и фотографии, прикрывала встречи и свидания (которые были целомудренными, надо сказать. Лишь однажды Александр осмелился поцеловать Мари). Отношения продолжались даже тогда,когда между королевскими домами России и Дании было достигнуто соглашение о предстоящем союзе Александра и Дагмар.
Опасаясь скандала, если информация просочится в прессу и размолвки, в дело вмешался сам император Александр II. Вопрос был поставлен ребром: немедленный разрыв отношений сына с Мари!
Хорошо, конечно, правильно воспитывать детей, взывая в ответственности и гражданскому долгу, но сам Александр II тоже позволял себе вольности, а под конец жизни и вовсе вступил в морганатический брак, повергший в ужас все окружение. Но это отдельная интересная история, о которой расскажу в следующий раз.
А пока вернемся к несчастному великому князю Александру, в котором чувство долга и ответственности были развиты настолько, что ему пришлось смириться с волей отца, отказаться от любви и дать согласие на брак с иноземной принцессой. Вот вам и судьба сильных мира сего.
А что же Дагмар? Миниатюрная, красивая, умная девушка, она провела немало дней и ночей, оплакивая дорогого жениха. Принцесса смогла стать Александру другом, завоевать его доверие и со временем любовь.
Маленькая, но очень сильная духом. Такой будущая императрица Мария Федоровна была всю жизнь. С мужем она прожила счастливейшие годы. И после его смерти оставалась добросердечной, стойкой, милосердной. До конца своих дней она не верила в происходящее в России, в гибель дорогого сына Ники и его семьи.
Когда пессимисты утверждают, что в мире нет справедливости и одним повезло в жизни, а другим нет, хочется возразить. В жизни существует баланс. Всемогущие короли могли вершить чужие судьбы, но только не свои. Они не могли доверять вполне своему окружению. И задумавшись на минуту о том бремени ответственности, которое возлагается на наследников престола еще с рождения, невольно начинаешь им сочувствовать. Жить без права на ошибку то еще испытание....