Месяц назад «Дримлайнер» хорошо нам знакомой авиакомпании British Airways стоял себе под погрузкой в хорошо нам известном аэропорту Хитроу. В него заносили не особо экзотические грузы – с ними на борту (и без пассажиров) самолет должен был совершить рейс во Франкфурт. Все шло своим чередом – как вдруг передняя стойка шасси сложилась и нос лайнера хлопнулся прямо на перрон c высоты примерно двух метров.
Такие истории случаются, конечно, не каждый день – но и не раз в сто лет. К примеру, у меня на жестком диске нашлись фотографии сингапурского А330, пять лет назад поцеловавшегося с перроном у гейта А17 в Чанги.
Что именно случилось в Сингапуре – я не в курсе, а вот по поводу инцидента в Хитроу недавно вышел отчет британского подразделения по расследованию авиационных инцидентов.
Как выяснилось, все случилось во время обнуления авиационными техниками сообщений об ошибках – такие сообщения информируют о неисправностях или некорректной работе систем, с которыми самолет еще может какое-то время летать. Одной из составляющих процедуры была отработка гидравликой лайнера процесса уборки и последующего выпуска шасси. Для этого техники сделали то же, что делают летчики после взлета – перевели вверх нужную ручку на передней панели.
По идее это не должно было привести к уборке шасси – ведь перед выполнением процедуры именно с целью зафиксировать стойку в вертикальном положении в специальное отверстие вставляется блокирующий штифт. Проблема в том, что по соседству с упомянутым отверстием есть еще одно – такого же диаметра. И техник попросту вставил штифт не туда.
Примечательно, что впервые такой инцидент случился с одним из «Дримлайнеров» еще три года назад. И тогда американское управление гражданской авиации США выпустило директиву – она требовала установить в «неправильное» отверстие вкладку, уменьшающую его диаметр и предотвращающую ошибку. British Airways почти сразу выпустила дополнительную инструкцию на эту тему – однако, как показал июньский инцидент, на ус новые знания намотали не все авиатехники…