Найти тему
КиноМеломан

«Чернобыль» Данилы Козловского. Еще один плевок в историю СССР

Оглавление

Проект Козловского – худший фильм о событиях на Чернобыльской АЭС. Кино снято на высоком техническом уровне. Но история получилась неубедительной и оскорбляет память тех, кто действительно ликвидировал последствия той аварии.

Помнится, когда вышел одноименный проект HBO, то наших пропагандистов как прорвало. Профессиональные патриоты упрекали американо-британский сериал в нарочитой антисоветчине, русофобии и прочих буржуйских грехах. Проект Козловского позиционировался как наш ответ загнивающему Западу. Мол, покажем всему миру, как оно было на самом деле. Более того, #Данила Козловский решил стать «отечественным Джеймсом Кэмероном» и снять эпичную историю любви на фоне печальных событий. Только никакой любви у него не получилось. А вышла высокобюджетная пустышка с претензией на Голливуд.

Страшная сказка на основе реальных событий

Авторы сразу предупреждают: фильм основан на реальных событиях, но все герои вымышленные. Позиция очень удобная и скользкая – не придерешься. А за основу взяты лишь два момента, имевшие место во время аварии на ЧАЭС: непосредственно тушение пожара и выпуск воды из резервуара под реактором. Весь остальной фильм – метания главного героя.

-2

Кино начинается вполне пристойно. Бравый пожарный Алексей Карпушин (сам Данила Козловский) случайно встречает свою бывшую возлюбленную Ольгу (Оксана Акиньшина), которую бросил 10 лет назад. Старая любовь не ржавеет, и у обоих чувства разгораются с новой силой. От Алексея у женщины подрастает сын. Наш герой пытается все исправить.

Он получает повышение в Киев и свою возлюбленную вместе с мальчишкой зовет с собой. Но Ольга помнит старую обиду и не спешит принимать решение. И тут как назло случается авария на ЧАЭС. Дальше события начинают идти с калейдоскопической быстротой, скатываясь в откровенную нелепицу.

Наш герой оказывается в самой гуще событий. Вытаскивает своих товарищей из огня, ныряет в горячую радиоактивную воду, пытается помочь сыну, хватившему дозу радиации. Только в своих поступках герой столь непоследователен и неубедителен, что вместо эмпатии вызывает прямо противоположные чувства.

-3

То он самоотверженно бросается в огонь. То отказывается помогать военным (мол, я уже переведен в Киев, и в зараженную воду не полезу). То в самый ответственный момент бросает (в очередной раз) любимую женщину с ребенком и вызывается-таки добровольцем. То есть, перед нами предстает довольно неоднозначный тип с кучей собственных тараканов. Он и в пекло-то бросился лишь потому, что не принял отказ от своей возлюбленной.

В огне не горит, в воде не тонет

Есть и чисто логические несуразицы, противоречащие элементарному здравому смыслу. Главный герой побывал в самом эпицентре аварии. И не один раз. Но его не берет ни радиация, ни зараженная вода. Все ему нипочем. Оказывается, так тоже можно.

Оставим это на совести режиссера. В новом российском кино мы видели и не такие художества. Но создатели фильма устами персонажей начинают задавать извечные русские вопросы: кто виноват и что делать. И оказывается, виновата система, которая «повсюду как радиация». До такой откровенной «клюквы» не додумались даже зарубежные кинематографисты.

-4

Более того, простые советские люди показаны здесь корыстными и, скажем так, не слишком смелыми людьми. Готовыми рисковать жизнью не по долгу службы, а в обмен на квартиры в Москве и лечение в Швейцарии. На дворе был 1986 год. Сомневаюсь, что кого-то из простых пожарных тогда лечили за рубежом.

Вот так, между делом создатели кинокартины плюнули в историю нашей страны. И все это за бюджетные деньги. То есть, за наши с вами налоги. Посвящение ликвидаторам в финальных титрах на этом фоне выглядит как издевка. Я не хочу сравнить российский фильм с американо-британским сериалом. Это два совершенно разных проекта. Да и цели, видать, у них были совершенно разными. Проект #HBO можно упрекать в чем угодно. Но в чем им точно отказаться нельзя – так это в уважении к памяти простых советских людей. Тех, что положили свои жизни в те чернобыльские дни. Нашим же киноделам уважению стоит поучиться.

Понравилась статья? Ставьте лайк, делитесь публикацией в соцсетях, подписывайтесь на мой канал.

Также читайте на канале:

Новый сериал «Документалист». Главная паранормальная премьера лета

Счастье нужно заработать! Мораль фильма Дмитрия Астрахана «Все будет хорошо»

6 фильмов, которые заставят вас плакать навзрыд