Стивен Кинг — классик жанров ужасов и триллера. Его произведения пугали до мурашек многие поколения читателей, а культовые образы прочно вошли в массовую культуру.
Пожалуй, для него важны не столько ужасы сами по себе, сколько теневая сторона, в которую он идёт и которую детально изучает. Что психологизм произведений, что их загадочные твари — всё суть составные части исследования и путешествия к глубинам того, что за гранью понимания обывателя.
Для тех, кто не знаком с данной рубрикой, вкратце расскажу правила составления списка: с YouTube-канала Кино Огонь мною была позаимствована независимая система ранжирования кинокартин — среднеарифметическое значение оценок фильмов с КиноПоиска, IMDb, Metacritic и Rotten Tomatoes.
При подготовке материала я понял, что первый раз наткнулся на столь большое число хороших и плохих экранизаций; впервые их соотношение было вполне сбалансированным, качество расположилось по полюсам, а количество одних и других породило ту ещё бойню в списке.
Так или иначе, выжили только 6 фильмов и по одному многосерийнику и сериалу. Обратите особое внимание на оценки; вряд ли вы ещё у меня в списке увидите такую высокую начальную планку.
Приятного чтения!
6. КЭРРИ (1976)
Робкую и доверчивую Кэрри третируют и обижают в школе и дома. От природы добрая девушка становится замкнутой и мрачной. В то же время она открывает в себе странные и страшные силы. А сверстники готовят очередную изощренную шутку над Кэрри, даже не подозревая, чем это для них закончится.
Первая экранизация в списке является ещё и по совместительству первой экранизацией произведения Кинга.
Изначально фильм должен был быть крайне близок к первоисточнику, но из-за бюджета многое пришлось изменить. Многие считают, что эти изменения пошли только на пользу оригинальной повести, некоторые придерживаются противоположной точки зрения. Остаётся неизменным лишь факт того, что даже при ограниченности в средствах эффекты в фильме вполне себе ничего, а картина получилась красочной.
Особенно атмосферностью отличился выпускной бал, а пожара, показанного мной на превью, вовсе в сценарии не было. Создатели хотели снять всё как можно более натурально, однако они очень устали ждать правильного и кинематографичного падения обломка скалы.
Больше всех на съёмочной площадке за достоверный подход к съёмкам ратовала Сисси Спейсек, исполнительница главной роли. Изначально вовсе не запланированная к кастингу актриса так понравилась легендарному режиссёру Брайану Де Пальме, что тот взял её после первых же проб. Актриса же, судя по всему, тоже крайне прониклась проектом, потому она настаивала на собственном исполнении всех сцен с её героиней и на использовании подлинного реквизита, даже когда в этом не было необходимости с точки зрения большинства киноделов того времени.
Стоит ли говорить, что такой подход к работе окупился, и фильм получил две номинации на Оскар, и обе за актёрские работы. Понятное дело, что первая предназначалась Сисси Спейсек, которая в этом фильме просто блистала, а вторая — Пайпер Лори, потрясающе сыгравшей набожную мать главной героини. Среди каста приятной неожидоннастью также было обнаружить молодого Джона Траволту, чья роль в этом фильме была дебютом актёра.
Фильм работает в первую очередь как триллер, драма, или трагедия, но не как заявленный жанр ужасов. Вернее же, это квинтэссенция упомянутых жанров, между которыми, как по мне, де Пальмой был найден идеальный баланс. Фильм по праву стал классическим, и продолжает приковывать к экранам всё новых и новых зрителей.
5. МИЗЕРИ (1990)
Писатель Пол Шелдон не помнит сильного снегопада, из-за которого он разбился на своей машине где-то в горах. Он также не помнит, как его нашла и спасла от неминуемой смерти женщина.
Все, что он помнит, это лишь то, как он проснулся в доме Энни Вилкс - ярой поклонницы его романов, которая не желает расставаться со своим любимым автором...
"Мизери" — один из лучших романов Стивена Кинга. Получилось ли у режиссёра в полной мере передать её сюжет, атмосферу и идею на экране? Едва ли.
Дело не в том, что фильм плох; нет, он хорош, правда, очень хорош, но не идёт ни в какое сравнение с оригиналом. Кэтти Бэйтс великолепно отыграла роль фанатки-маньячки, за что заслуженно получила Оскар, однако её Энни получилась не столь безумной, как это показал в книге Кинг; она определённо внушает ужас, но тут речь идёт о глубине психологического помешательства и её демонстрации в канве сюжета. А с этим у фильма образовались очередные проблемы, вследствие почти маниакального желания режиссёра Роба Райнера избежать всякой демонстрации насилия, чем, в частности, был очень недоволен сценарист — сцену с газонокосилкой Роб вырезал, аргументируя это тем, что опасается на этом моменте смеха зрителей. Мы не знаем, как это было далеко от правды, однако точно знаем, что многие фанаты книги и даже исполнительница роли Энни были крайне недовольны этим решением.
Возможно из-за минимизации насилия, а возможно просто потому, что актёр не прочувствовал персонажа, Джеймс Каан сыграл какого-то.. больно счастливого Пола Шелдона; от книжных психологических и физических травм осталось крайне мало. Весь ужас его положения в фильме был показан более поверхностно, будто бы неверно были расставлены акценты, а борьбы двух личностей на одной территории с подминанием под себя одной другую будто бы нет и в помине. Так что актёра винить в произошедшем трудно; он очень даже неплохо отыграл ту роль, которая была ему заготовлена.
"Мизери" 1990 года — прекрасный триллер, в котором напряжение не отступает ни на секунду, но, вероятно, фанаты оригинального произведения будут разочаровены простым пересказом основных событий, пусть и приправленных хорошей актёрской игрой.
4. СИЯНИЕ (1980)
Джек Торренс с женой и сыном приезжает в элегантный отдалённый отель, чтобы работать смотрителем во время мертвого сезона. Торренс здесь раньше никогда не бывал. Или это не совсем так? Ответ лежит во мраке, сотканном из преступного кошмара.
Пожалуй, самый спорная экранизация списка, но от этого не менее культовая.
Сложно сейчас найти человека, который не слышал о "Сиянии" от легенды кинематографа Стэнли Кубрика. Многие превозносят фильм, и тем не менее первые отзывы были негативными, да и сборы оставляли желать лучшего, потому для европейского проката Кубрик смонтировал новую версию.
Однако наряду с восторженными отзывами всё ещё оставался негатив, причём вполне обоснованный. В том числе, фильм ругал и сам Стивен Кинг, который назвал Кубрика "человеком, который много думает, но мало чувствует". Автор, к слову, предлагал Кубрику свой вариант сценария и ряд соображений по актёрскому составу, которые были режиссёром отвергнуты; это противоречило его прочтению.
Понятие "прочтения", пожалуй, является ключевым в данном вопросе. Не стоит воспринимать фильм 1980 года как экранизацию произведения, только лишь как прочтение книги мэтром. А чтобы передать зрителем это прочтение, средств и сил Кубрик не пожалел. Затянувшиеся съёмки, множество, великое множество отвергнутых дублей, выматывающиеся на съёмках актёры (пожалуй, этим и объясняется их прекрасный отыгрыш — Джек Николсон и Шелли Дювал (которую Кубрик, кстати, практически "доводил" на съёмках для достижения нужного эффекта) исполнили свои роли великолепно (однако они исполнили те роли, которые диктовал им режиссёр в своём прочтении, следует помнить об этом).
Так или иначе, фильм мне понравился сам по себе — картина крайне необычна и нетипична, а эмоции от "Сияния" ни с чем не спутать.
К слову, в 2019 году вышел неплохой, в общем и целом, "Доктор сон", являющийся продолжением кубриковского "Сияния" и экранизацией одноимённой книги Кинга, которому удалось, кой-то веке, примирить фанатов одного и другого.
3. ОСТАНЬСЯ СО МНОЙ (1986)
Действие фильма переносит зрителя в 50-е годы. Лето подходит к концу, но сезон развлечений омрачен таинственным исчезновением мальчика. Четверо друзей-подростков отправляются на его поиски. Дети взялись за трудное дело, ведь им так хочется поскорее стать старше...
В единственном фильме списка, не являющемся по своему определению хоррором (это "драма" и "приключения"), снятом по повести Кинга "Тело", режиссёр Роб Райнер в полной мере сумел раскрыть свой гений, в отличие от снятой 4 года спустя "Мизери". Это тот самый тип истории, который подошёл для экранизации режиссёра с высоким моральным чувством.
Это фильм о подростках. Фильм о взрослении. Фильм, в котором значительно меньше жестокости, нежели в "Мизери", но ничуть не меньше психологической составляющей; здесь нет страшных людей или иных существ, здесь есть детские страхи, идя в которые герои по-настоящему взрослеют. Роб в этом проекте действительно нашёл себя, сумев угодить, как подростковой аудитории, так и взрослым, возвращёнными какой-то особой магией ленты обратно в детство.
Невозможно не отметить профессиональную детскую актёрскую игру. Они настолько хороши в своих амплуа, что ощущается некоторое подобие эффекта присутствия. Особенно хорош в фильме Ривер Феникс, исполнивший роль мальчика из семьи, которую принято называть "неблагополучной", и оказавшийся заложником этого общественного клейма.
Фильм, что называется, "ламповый" и однозначно рекомендуем к просмотру как одна из действительно лучших экранизаций Кинга, которую хочется пересматривать (недаром она занимает бронзовое место в ТОПе).
2. ЗЕЛЁНАЯ МИЛЯ (1999)
Пол Эджкомб - начальник блока смертников в тюрьме «Холодная гора», каждый из узников которого однажды проходит «зеленую милю» по пути к месту казни. Пол повидал много заключённых и надзирателей за время работы. Однако гигант Джон Коффи, обвинённый в страшном преступлении, стал одним из самых необычных обитателей блока.
Второе место в нашем списке и в ТОП-250 у КиноПоиска оказалось не таким однозначным, как того можно было ожидать.
По мнению многих, кино является шедевром и по сей день (даже лучше одноимённого оригинала), и мнение это выступает практически подавляющим. Если вкратце, то перед нами трёхчасовая сказка для взрослых с сильной драматической составляющей. Есть те, кому эти особенности по нраву, а есть те, в чьём сознании драматическая составляющая и недетские темы вступают в конфликт с общей сказочностью повествования и нереалистичностью рисуемых картин, и происходит это, напоминаю, на протяжении трёх часов.
Такое масштабное столкновение является признаком по-настоящему хорошей ленты, призваной, как и любое другое произведение, вызывать эмоции. Так или иначе, остаться к "Зелёной миле" равнодушным технически невозможно, а посмотреть её — значит, поставить галочку в освоении мирового культурного фонда, вне зависимости от итогового мнения.
Также нельзя не отметить выдающиеся актёрские работы, в особенности оскароносного Тома Хэнкса (хотя в силу "сказочных" особенностей персонажа, за ним может быть не так интересно наблюдать).
1. ПОБЕГ ИЗ ШОУШЕНКА (1994)
Банкир Энди Дюфрейн обвинён в убийстве собственной жены и её любовника. Оказавшись в тюрьме под названием Шоушенк, он сталкивается с жестокостью и беззаконием, царящими по обе стороны решётки. Каждый, кто попадает в эти стены, становится их рабом до конца жизни. Но Энди, обладающий живым умом и доброй душой, находит подход как к заключённым, так и к охранникам, добиваясь их особого к себе расположения.
Что ж, вот мы и добрались до первого места (лучший фильм всех времён по версии КП, и, будем честными, именно с данной позицией связана большая часть негативных рецензий). Не так много людей возмущены самой экранизацией повести «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка», его качеством, актёрами, или ещё Бог весть чем, сколько впадают в ступор при взгляде на ТОП-250, т.к. считают, что фильм не является лучшим в тех категориях, в которых взаимодействует со зрителем.
Попробуем разобраться, заслуживает ли фильм первого места.
В нашем списке? Однозначно! Среди всего, что я видел из перечисленного здесь, "Побег из Шоушенка" — лучший фильм и, пожалуй, лучшая экранизация.
В списке лучших фильмов всех времён? Думаю, тут всё не так однозначно. Это определённо хорошее кино, я бы даже сказал, лучше, нежели подавляющее большинство хороших картин. Однако, пожалуй, этому фильму именно посчастливилось оказаться на верхней строчке; займи её другая не менее прекрасная лента, я бы ощущал её место ничуть не менее заслуженным.
Фильм держит в напряжении, соткан из великолепного сценария и чудесной актёрской игры, классный саундтрек, эмоции просто зашкаливают. Кто бы что ни говорил, мы имеем, что имеем, и, как по мне, этот шедевр заслужил столь почётное место в списке как минимум одного сервиса, посвящённого кино.
11/22/63
Учитель английского языка отправляется в прошлое, чтобы предотвратить убийство Кеннеди, но в результате сильно привязывается к той жизни, которая у него появилась в ушедшей эпохе.
Одержавший первенство среди мини-сериалов по Кингу "11/22/63" лучше смотреть в отрыве от книги.
Сам по себе сериал очень даже неплох, но не передаёт и толики того, что было заложено автором в оригинале. Мне повезло, и мини-сериал я смотрел на свежую голову, но фанатам... повезло гораздо меньше. События в мини-сериале были крайне сокращены и упрощены, как бы "сглажены" в угоду зрителю, ведь авторы явно чувствовали, что оригинальный роман показать во всей красе на экране не удастся.
''Что больше нравится - книга или фильм?'' - ''Книга всегда лучше''
Этой фразой в самом начале экранизации авторы словно обезоруживают зрителя — мол, да, мы сознаём, что не дотягиваем, но мы тоже имеем право на жизнь.
И не мне это право забирать.
P.S. В мини-сериале отсылок на другие произведения маэстро ничуть не меньше, чем в романе.
КАСЛ-РОК (2018-2019)
Начальник тюрьмы Шоушенк совершает самоубийство, и после его смерти в закрытом крыле здания находят странного юношу. Никто не знает, кто это, а сам он называет только имя адвоката Генри Дивера, который вырос в Касл-Роке. Дивер возвращается в город, где когда-то трагически погиб его отец, и пытается распутать историю загадочного заключенного.
А вот и наш фаворит от мира сериалов, и он оставляет противоречивые чувства.
Следует сразу понимать, что это не столько экранизация каких-либо произведений Кинга, а их компиляция, фанфик, к которому, в частности, приложил руку и сам автор.
Как по мне, основной проблемой сериала является его рекламная компания, трубившая в каждый горн об участии мэтра в создании проекта. С одной стороны, это привлекло аудиторию, с другой же, создало прецедент с завышенными ожиданиями, разбившимися о "затянутую" реальность.
Касательно этой характеристики. Сериал не столько затянут, сколько оставляет поле для многих отсылок, понятных далеко не всем, и множества загадок, которые просто не умещаются в голове и могут начать раздражать, т.к. вместо раскрытия персонажа авторы дают очередную тайну. Пожалуй, с точки зрения этой особенности и общего сюжетного концепта, этот сериал подойдёт любителям "Твин Пикса" Дэвида Линча.
Есть и отличия от упомянутого произведения — перед нами сериал-анталогия, что по формату очень неплохо подошло проекту. Сюжет первого сезона написан в начале обзора, а в центре второго сезона — та самая безумная Энни из уже упомянутой в статье "Мизери", которая проецирует свою странную любовь уже не на писателя, а на собственную дочь.
К слову, в сериале играет Сисси Спейсек, исполнившая главную роль в "Кэрри" 1976 года. И Билл Скарсгард — исполнитель роли Пеннивайза из экранизации "Оно" 2017 года. И Лиззи Каплан вроде хорошо сыграла Энни Уилкс. В общем, посмотреть есть на что.
Сезоны разительно отличаются друг от друга, поэтому, если вам не понравился первый сезон, то существует высокая вероятность, что второму вы будете петь дифирамбы.