Найти тему
В ТЕАТРЕ

Козы Корпеш и Баян Сулу в 2021 году

Эпос «Козы Корпеш – Баян Сулу» не раз вдохновлял создателей искусства на пьесы, фильмы и различные арт-формы. Существуют источники, доказывающие, что даже А. С. Пушкин держал этот записанный неким казахом сюжет «в столе», дабы поработать над ним и создать поэму в будущем, чего, к сожалению, воплотить не успел.

2-3 июля премьера балета «Козы Корпеш – Баян Сулу» состоялась и в театре «Астана Балет». Можно сказать, это первая масштабная работа, созданная в ведении театром нового художественного руководителя коллектива – Нурлана Канетова.

Нурлан Канетов, заслуженый артист РФ, художественный руководитель театра Астана Балет
Нурлан Канетов, заслуженый артист РФ, художественный руководитель театра Астана Балет

Возможно даже мы с вами сейчас наблюдаем, как творится новый виток истории в жизни театра «Астана Балет», который нашел преданных зрителей уже не только в стране, но и за её пределами. Нужно отметить, что Нурлан Канетов, начавший свою карьеру в КазНАТОБ им. Абая (тогда еще ГАТОБ), успешно продолжил её в Казани - Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля. Допустимо принять тот факт, что о расширении границ и всестороннем международном сотрудничестве Нурлану Канетову (символично награжденному Государственной премией Российской Федерации в области литературы и искусства «За развитие традиций национального эпоса в современных условиях диалога культур») известно не понаслышке.

Но вернёмся к премьере. Постановщиком балета выступил Георгий Ковтун – его, заслуженного деятеля РФ, пригласили для создания этой постановки. Соавтором либретто, несомненно дополнившим его пониманием тонкостей исторических и национальных особенностей быта и отношений казахов XIII — XIV веков, является также Сакен Ногербек.

Георгий Ковтун, знаменитый балетмейстер России, был приглашен для постановки балета "Козы Корпеш - Баян Сулу"
Георгий Ковтун, знаменитый балетмейстер России, был приглашен для постановки балета "Козы Корпеш - Баян Сулу"

Первое, что хочется отметить, это мастерски созданная атмосфера повествования – в сюжет и историю героев погружаешься с первых минут спектакля, после необычайно мистического вступления, в котором автор предложил своё понимание мировоззрения казахов и кочевников о душе – именно души влюбленных, облаченных в телесного цвета костюмы, создающие эффект наготы и безликости, мы видим в начале. Этими душами ведает некий Старец в белом одеянии, которого в течение постановки мы наблюдаем во все знаковые, судьбоносные моменты жизни героев.

-3

Особую глубину произведению придают многочисленные, символически значимые детали культурных мировоззрений казахов, мастерски вплетённые в канву балета:

Это, можно сказать, завязка – когда отцы только родившихся детей Сарыбай и Карабай убивают волчицу, несмотря на попытки Белого Старца помешать им совершить страшное преступление, намекая на сакральное значение образа волчицы. Известно, что именно волчица - один из ключевых образов древнетюркской шаманской Вселенной, и его семантика до сих пор жива и исполнена смысла в культуре казахов и других тюркских народов.

Ерканат Ермагабет и Ансаган Кобентай. Балет "Козы Корпеш и Баян Сулу"
Ерканат Ермагабет и Ансаган Кобентай. Балет "Козы Корпеш и Баян Сулу"

Равно, как в многочисленных мифах, сын волчица воплощается в человека – Кодара, одержимого злостью и местью, который роковым образом и вмешивается в благостный союз влюбленных.

Невозможно не отметить пылкую страстность и великолепную технику исполнения Ерканат Ермагабет, исполнившего партию Кодара в оба премьерных дня.

Айнур Абильгазина, исполнившая партию Баян Сулу смогла передать внутренний стержень героини, позволивший ей идти против феодальных устоев, ослушаться собственного отца и выбрать смерть вместо жизни с нелюбимым. Она передала глубину характера, при этом наделив Баян оттенком драматизма, - не став представлять её чрезмерно беззаботной, скорее это – думающая, глубокая личность, не желающая подчиняться чужим желаниям.

-5

Сундет Султанов, ставший ведущим солистом театра «Астана Балет», показал невероятный профессиональный рост в партии Козы – перед нами уже артистичный, уверенный в своём герое, техничный артист, партии которого веришь, не задумываясь.

Сундет Султанов в партии Козы Корпеш
Сундет Султанов в партии Козы Корпеш

Несмотря на явно короткое пребывание на сцене, зрителей покоряет Волчица, яркая, сильная звериной, первобытной силой, - всё это невероятно точно передала Ансаган Кобентай. Сцена прощания раненной волчицы с собственным детёнышем, которого изобразил ученик Академии хореографии, вызывает искреннюю тоску.

Ансаган Конбетай в партии Волчицы
Ансаган Конбетай в партии Волчицы

Интересно то, как обыгрывает хореограф-постановщик национальные танцы в хореографическом рисунке танца, будто бы переплетая разнообразные узоры: характерные жесты казахского национального мужского танца отражены в моментах радостных и веселых, - на сценах Базара и Празднования помолвки Козы и Баян.

Прекрасно вторила танцевальной истории наполненность музыки, написанной Актоты Раимкуловой, в первую очередь музыкантом, а затем уже государственным лицом. Постановщик Георгий Ковтун заверил СМИ на пресс-конференции, что именно он выбрал музыку для балета, услышав её впервые, и не зная, кто автор.

-8

Красочные декорации, в которых отразился быт, природа и даже археологические памятники казахов (прототип памятника Козы Корпеш и Баян Сулу), в дуэте с продуманными, искусными костюмами создали состояние феерии, ярким впечатлением, которое запомнится у зрителя долгим послевкусием.

Безусловно, этот балет станет одним из ярких образцов казахского балета. Понятный каждому, благодаря силе эмоций и вечным вопросам любви, души и смерти, он может популяризовать казахстанскую культуру и историю с большим успехом.