Найти тему
Максим Бутин

5305. БИОЛЮДИ…

1. Большинство людей не умеет мыслить. А мыслить — это представлять предмет идеальным и потому принципиально отличным от его текущего эмпирического состояния. И потом на протяжении всего рассуждения следует держаться этого идеального представления. При этом предмет может быть как внешним, налично существующим, так и созданным самим умом, то есть продуктом внутреннего творчества.

Казалось бы, с созданным умом предметом легче держаться его в качестве идеального. Вовсе нет. И у мысленного предмета, как только он создан умом, появляется чешуя, шерсть, вторичные и третичные половые признаки, короче, множество привходящих второстепенных и третьестепенных свойств, и мыслящему уму важно не спутать их с главными и основными.

Так вот, большинство людей не способно держать предмет в уме в абстрактной идеальной чистоте, вне зависимости от того, внутренний предмет или внешний.

2. Но мышление — это не только представление предмета в его идее, то есть представление идеальным. Ведь это только статика. Предмет же должен ещё и начать двигаться и останавливаться, ускоряться и замедляться, вступать в отношения с другими предметами, разрывать отношения с другими предметами и по ходу этих процессов приобретать и терять различные свойства. И при этом оставаться самим собой. Чтобы описать такую бурную биографию предмета мысли, такие его изменения должны сопровождаться всё новыми и новыми суждениями ума о предмете. Причём такими суждениями, которые нетривиальны, которые держатся путеводной нити ума, ведут туда, куда ум задумал привести предмет. Для большинства людей всё это проделать с предметом чертовски сложно, точнее — невозможно. Большинство даже не понимает зачем это нужно делать, когда предмет вот же он — живой, противный, вонючий… И потому говорит о предмете первое, что придёт на ум, точнее — что ляжет на язык. Люди в таком состоянии бездействия ума могут очень долго говорить и рассказывать о предмете, писать о нём толстые книги, становиться кандидатами и докторами наук и всё же на всём протяжении этого безумного самовыражения и безумного выражения предмета не быть мыслителями.

Последний такой автор, который пишет толстые книги и книги которого я совсем недавно полистал и определил автора лишённым ума, не только пишет упомянутые объёмные книги, но и заседает в Государственной Думе, где-то, кажется, даже преподаёт и, точно, не сходит с экранов телевизоров. Это В. А. Никонов — историк, доктор исторических наук, председатель комитета по образованию и науке в российской Госдуме. Пример В. А. Никонова — характерный, но случайный в выборе пример. Ничего особо негативного я о В. А. Никонове сказать не хочу. Просто, как и большинство людей, он не имеет ума и потому не знает как им пользоваться. Но, как видим, это не помешало ему подняться по социальной лестнице не спотыкаясь и что называется сделать академическую и политическую карьеру. Пожелаем ему дальнейших успехов.

3. Третьим этапом работы ума, вслед за статикой и динамикой предмета мысли, явится словесное или иное выражение предмета мысли. Ибо предмет мысли можно выразить в самых разнообразных материалах. Музыкант-исполнитель, читающий ноты и тут же воспроизводящий их на своём инструменте, хорошо знает, что одни и те же ноты можно прочесть по-разному и, даже прочтя однозначно для себя, что крайне желательно, воспроизвести их через бесконечное разнообразие оттенков звучания. То же с красками у художника. То же со словами у поэта. Один и тот же предмет может быть выражен бесконечно разнообразно. Именно через выражение мыслящий ум даёт окончательную отделку предмету, только теперь готовому для восприятия внешним сознанием.

Если мыслящий человек не владеет пусть не всем, но достаточным арсеналом средств выражения своей мысли, то есть мысленного представления предмета, если, скажем, мыслитель использует неуместные метафоры и сравнения, не чувствует заранее верного согласования слов, путает падежи, наполняет свой лексикон словами-паразитами, игнорирует правила пунктуации — ум его будет с суконным рылом, предмет мысли будет страдать от варварской вульгарности мыслителя. И при этом невозможно сказать, что мыслил-то он верно, а вот выражение мысли подкачало. Такого не бывает, как не бывает музыканта-исполнителя, прекрасно понявшего нотный текст композитора, однако уверенно фальшивящего при исполнении его сонаты. Так и со словесным текстом у мыслителя. Если текст написан плохо, если «мыслителю» не по силам усвоить «-тся» и «-ться» и он их постоянно путает, у нас нет и не будет данных к тому, что мысль его истинна. Мы можем выдать ему аванс истинности и предположить, что неуклюже выраженная мысль всё же обладает ценностью истины и держит заветный золотой под ароматной стелькой правого сапога, но потом он пустит на ветер все наши авансы, употребляя выражения «поняли о том», «фактом того» и «жы ли бы ли».

В словесном выражении кто не умеет говорить и писать, не умеет и мыслить ни статически, ни динамически. И это потому так, что предложенное выше деление деятельности ума на этапы (1) статики, (2) динамики и (3) выражения есть деление логическое и до известной меры условное. Мысль невозможна (1) ни в полной абстракции статики от динамики и выражения, (2) ни в полной абстракции динамики от статики и выражения, (3) ни в полной абстракции выражения от статики и динамики.

4. Помимо людей, не умеющих мыслить, коих большинство, чуть меньшее множество составляют люди, не умеющие чувствовать. И если мыслью заведует ум, то чувствами — душа. Неистинные, то есть фальшивые, души встречаются не так уж редко. Это те души, которые чувствуют неправильно, как дальтоник чувствует цвета. Не так уж важно, от недостатков или избытков воспитания души, от безалаберно неверных методов или методической гиперзаботе в воспитании души получился человек, наслаждающийся «музыкальным творчеством» П. Н. Мамонова и его «Звуков Му» или артистическим творчеством П. А. Павленского, прибившего свою бледную мошонку к Красной площади и поджёгшего не одну важную дверь. Главное, что душа работает не так, как ей положено, и человек оказывается не только безумным, но и душевно больным.

5. Отсутствие ума и неумение им пользоваться, отсутствие души и неумение ею пользоваться даёт нам безумных и бездушных человекообразных индивидов, в стаде своём и стадом своим достигающих успехов и терпящих поражения. Но поскольку все успехи и поражения безумны и бездушны, поражения и успехи эти мнимы и не идентифицируемы по качествам успешных и пораженческих.

У этого невесёлого состояния даже есть свои поэты, заявляющие

Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Б. Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво...» (1956)

Это, конечно же, призыв к полному самовыхолащиванию рефлексии у человека, самокупированию самосознания по самую кочерыжку. Призыв быть лишь биологической особью. Поэт старается сказать это с особым пафосом. И ему это удаётся. Разумеется, однако, что это совсем не по-человечески, зато весьма стадно, весьма биологично. Дольки же лица или дольки отступления от лица — плоды спутанного сознания поэта, свидетельства плохой работы его ума, точнее — полного неумения мыслить.

6. Без ума и без души — как без руля и без ветрил. Человека в такой ситуации спасёт от гибели только стадо таких же, как он. Поскольку же умные и душевные люди всё же время от времени появляются в совокупном человечестве, их творениями пользуются все люди, для чего не надо быть такими же умными и душевными, как творцы. Для примитивного пользования мобильным телефоном, пультом дистанционного управления телевизором, кнопками управления стиральной машиной или микроволновой печью не требуется знания их устройств и процессов их функционирования. И рыбы в стае совершают совокупно весьма сложное движение, для описания которого ещё писать и писать дифференциальные уравнения. Сами рыбы не осознают, как сложно они двигаются. Ума на это осознание они не тратят. Большинство людей — как рыбы.

7. Хотелось бы, чтобы человек из особи биочеловека превратился, наконец, в человека, полностью оправдавшего своё имя в биологической классификации — Homo sapiens sapiens: Человек разумный разумный. Разумный — дальше некуда!

2021.07.18.