У меня есть вторая специальность — фотограф. Дома я оборудовал студию и снимаю там предметы и людей для рекламы, обычно на белом фоне. В наше время для бизнеса фото только полуфабрикат. Если это предмет, его надо обтравить, то есть убрать фон, сделать свето/цветокоррекцию, оптимизировать размер, нанести логотип. Если фото человека, надо сделать его красивым. Особенно капризны девушки: приходится сглаживать кожу, корректировать фигуру, убирать недостатки телосложения и одежды. А еще бывает требование красивого фона. То есть белый фон не устраивает, хочется дорогой интерьер или пейзаж. Еще лет двадцать назад это было кропотливой работой. Сейчас, с появлением продвинутых инструментов фотошопа, стало гораздо проще.
Удивительно, но первые монтажи я делал, еще будучи подростком, в 1978 году. Конечно, компьютеров тогда не было, чисто аналоговым способом.
На Новый год я сфотографировал двоюродную сестру и ее подругу, когда они были у меня в гостях. Сестра завидовала подруге, потому что у нее было красивое платье. Когда я отдал сестре фото, она была в этом платье! То есть я сменил ее одежду, точнее, переставил голову. Придумал сам, в литературе того времени не нашел информации о монтажах, потому что был девиз: «Фотография не врет». Ну-ну, я позже расскажу об этом подробнее.
Напомню фотографический процесс того времени. Сначала проявляете пленку. В темной комнате включаете красный фонарь, ставите фотоувеличитель и проецируете изображение с пленки на фотобумагу. На ней появится скрытое изображение. Далее бумагу в проявитель и закрепитель. Это называлось «фотопечать». Каждое фото получается уникальным, поэтому так ценятся фото великих мастеров, которые они печатали сами.
Допустим, мне нужно переставить голову с фото №1 на фото №2. Я печатаю фото №1 и аккуратно вырезаю из него ножницами голову. Само «фото с дыркой от головы» не выбрасываю. Проецирую на фотобумагу фото №2, и накладываю на него голову №1 так, чтобы она закрыла голову №2. Теперь, если проявить фото, получится фото №2 с белой дыркой в форме головы №1. Не проявляя фото, я накладываю «фото с дыркой от головы» и проецирую фото №1. Поскольку все изображение, кроме головы закрыто, проецируется только голова №1 на место головы №2. Все, теперь надо только проявить фото.
Звучит не так сложно, на самом деле кропотливая работа. Нужно точно совмещать изображения, лучше отмечая на фотобумаге границы карандашом. Дырка от головы на самом деле должна быть меньше головы, иначе на изображении появится белая кайма. Я добивался этого, меняя масштаб фотоувеличителя.
Мой «фотомонтаж» не вызвал особого восторга у сестры. Вот если бы это чудесное платье было на самом деле у нее…
В дальнейшем я не увлекался фотомонтажом. Возни много, результат средненький, восторгов у зрителей мало. Еще и руководитель фотостудии отнесся к моим экспериментам резко отрицательно. Сказал, что такие изображения подрывают доверие к фотографии. Рассказал историю, что у одного фотожурналиста никак не выходило фото спортсмена в прыжке с шестом, обязательно что-то отрезалось: или шест, или спортсмен. Тогда он из двух фото склеил одно и отдал в журнал. Фото не приняли, а журналиста уволили. Потому что «Фотография не врет!»
Тогда мне нечем было возразить руководителю. Сейчас я бы рассказал ему, как в советской истории фальсифицировали фотографии. В 1979 году я отвечал на уроке, как Сталин принял эстафету власти прямо из рук Ленина. В качестве иллюстрации в учебнике было фото «Ленин и Сталин в Горках». Теперь доказано, что это подделка.
Или другое фото, где Ленин выступает перед солдатами. С фото исчез Троцкий и Каменев.
Трудились советские ретушеры и над сглаживанием кожи, и над удалением ненужных деталей с фото. Ближе к 80-м этим занялись и простые фотографы, трудясь с тушью и скальпелем над фотопластинками. И даже раскрашивали черно-белые фото, выдавая их за цветные.
Подытоживая, скажу, что врать может любой документ, если есть на это политический заказ. Хорошо, что нас учили быть честными, только не говорили, что не везде и не всегда это нужно.
Все мои книги на Литрес