Читаю сейчас «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!». Книга настолько интересная, что остановиться невозможно. Если бы я стала цитировать наиболее понравившееся, мне пришлось бы просто переписать всю книгу.
Но об одном моменте рассказать захотелось, так как в нем угадывается проекция нашего времени и образования.
Фейнман ездил в Бразилию работать преподавателем в университете по программе Госдепа. По итогам года работы он сделал доклад, в котором разнёс в пух и прах бразильскую систему образования. Основная суть: студенты _всё_ заучивают, но _ничего_ не понимают. Не могут ответить на элементарные практические вопросы по зазубренному материалу.
Фейнман предложил продемонстрировать этот факт на примере лучшего учебника по физике, открывая любую страницу и объясняя, почему науки в учебнике нет.
«Мой палец остановился на какой-то странице, и я начал читать: "Триболюминесценция — это излучение света раздробленными кристаллами...".
Я сказал: "Вот, пожалуйста. Есть здесь наука? Нет! Здесь есть только толкование одного слова при помощи других слов. Здесь ни слова не сказано о природе: какие кристаллы испускают свет, если их раздробить? Почему они испускают свет? Вы можете представить, чтобы хоть один студент пошёл домой и попробовал это проверить? Они не могут. Но если бы вместо этого вы написали: "Если взять кусок сахара и в темноте расколоть его щипцами, вы увидите голубоватую вспышку. То же самое происходит и с некоторыми другими кристаллами. Никто не знает, почему. Это явление называется триболюминесценцией. Тогда кто-нибудь проделал бы это дома, и это было бы изучением природы".
Наконец, я сказал, что не понимаю, как можно получить образование при такой саморазвивающейся системе, когда одни сдают экзамены и учат других сдавать экзамены, но никто ничего не знает».