Венчурный рынок как миниатюра всей экономики.
Показатели падают, но все будет хорошо. Когда-нибудь подобные фразы официальных лиц дополнят нетленные 'хотели как лучше, а получилось, как всегда' или 'денег нет, но вы держитесь'. А пока мы наблюдаем, что подобная риторика, как коронавирус, быстро распространяется по всем закоулкам экономики. Вот и до венчурного рынка добралась...
Проблема со статистикой российского венчурного рынка (да и многих зарубежных) - непроверяемые и непубличные данные. В объемы предоставленного финансирования смело считаются суммы, которые в действительности могут быть разбиты на много траншей, растянутых на несколько лет, и зависящих от множества условий. Фактический же объем финансирования отдельных проектов в текущем году может быть на порядок меньше.
'Выходы' или 'экзиты' - это по сути информация, собранная 'со слов'. У нас стартапы не выходят на IPO, где можно было бы получить достоверные данные об оценке и объеме привлеченных инвестиций. Большинство сделок - крайне непубличны, с множеством скрытых от общественности нюансов.
Помимо этого, мы все, конечно же, гордимся так называемыми 'стартапами с российскими корнями'. Среди них есть те, кто действительно из России ведёт и развивает международный бизнес. Но есть и те, кто давно эмигрировал и начал развивать проекты за границей. Такие истории совсем нельзя причислять к российскому венчурному рынку, иначе каждая четвертая израильская ИТ-компания тоже может попасть в нашу статистику. В большинстве своем это все таки пограничные случаи - разработчики часто могут быть в странах СНГ, а штаб квартира где-то далеко на западе. И формальную границу, как ни старайся, провести невозможно.
Ещё одна серьезная проблема нашего венчурного рынка - все фонды подходят к сделкам с позиции силы, а стартапы вынуждены принимать роль 'просителей'. Виновата в этом, как обычно, жизнь.
Фондов очень мало и они совсем не хотят рисковать. Точнее с точки зрения банков они, конечно, рискуют, не беру в залог жилье и поручительства родственников владельцев компаний. Но с точки зрения мирового венчурного рынка российские инвесторы ищут максимально надёжные варианты.
Со стороны стартапов ситуация тоже сильно запущенная. Не так много действительно новых технологий, и очень немногие команды могут сами и продукт сделать, и продать его, и ещё построить на этом масштабируемую бизнес-модель, а потом все это четко объяснить инвестору.
Многие стартаперы при первых успешных продажах быстро уходят в неадекват по поводу оценки своих компаний и, например, пытаются напрямую использовать параметры оценки с западных рынков.
Но так или иначе рынок развивается. Новые проекты появляются. И стартапы, которые доказали работоспособность своих бизнес-моделей в уходящем году, на фоне повсеместной истерии, скорее всего и инвестиции найдут, и смогут на этих инвестициях масштабировать бизнес.
https://iz.ru/export/google/amp/1098618