Сад как сад. Яблоневый. Молодой. Шпалерный. Сейчас подобных в Крыму немало. Только этот — особенный. Самый лучший. И не только на полуострове.
— Он крупнейший среди суперинтенсивных садов университетов России (площадь составляет 10 гектаров), — вдохновенно сообщает мой гид — проректор по внешним связям КФУ, идеолог, руководитель инновационного направления Михаил СЕРГЕЕВ.
Цифра на вкус
С трудом успеваю за Михаилом Александровичем, который стремительно обходит свои владения. Ему хочется показать многое и рассказать об этом:
— В прошлом году мы заложили сад двухлетними саженцами сертифицированного российского посадочного материала. А сейчас уже деревья под три метра! И первые яблоки, смотрите!
Срываю небольшое яблочко, ещё не вызревшее (с такими дождями сильно не позагорать даже яблоку), надкусываю. Плоду ещё расти и расти. Зато первый урожай.
Как оказалось, обычный вроде бы сад таит немало загадок. Здесь применяются новейшие технические разработки. Например, ряды объезжает не агроном на лошади, а облетает современный отечественный беспилотник. Разрешение его камеры позволяет с высоты птичьего полёта определить плодородность труднодоступных участков местности. Использование инфракрасного спектра помогает рассчитать индекс продуктивности зелёной массы, по которому аграрии определяют, насколько хорошо себя чувствуют растения и в каких зонах требуется вмешательство.
— После получения данных «малой авиации» мы приступаем к расшифровке, — поясняет М. Сергеев. — Можно сказать, занимаемся разработкой цифровых двойников наших полей и садов. Благодаря специализированным программам даже с помощью смартфона можем посмотреть, что в данный момент происходит на наших территориях. Мы оцифровали каждое дерево. Теперь имеем полную информацию об их состоянии.
Покидаем чудо-сад, где между рядами валяется брошенный мной, возможно, оцифрованный огрызок.
Нужно ли нам чужое?
Мы находимся на территории ордена Трудового Красного Знамени агропромышленного колледжа имени Э. А. Верновского КФУ им. В. И. Вернадского в селе Маленьком под Симферополем. Здесь создана инновационная сельскохозяйственная долина «Агрополис». На её открытии в мае нынешнего года присутствовал министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков. Министр справедливо считает, что современное сельское хозяйство основывается на синтезе разных наук: математики, физики, химии, почвоведения, робототехники, IT. «Уверен, у этого проекта и команды огромный потенциал, — заметил Валерий Николаевич. — Как гласит восточная мудрость, каким бы длинным ни был путь, важно сделать первый шаг».
Итак, первый шаг сделан. И второй, и третий. О пройденном пути и о том, что ещё предстоит, продолжает рассказывать М. Сергеев:
— Одна из причин рождения инновационной долины — импортозамещение. В нашем случае — посадочного материала. До недавних пор многие ягодные, орехоплодные, семечковые и косточковые завозились из-за границы. По сути, мы кормили владельцев заграничных питомников. При этом на мировом рынке работают крупные зарубежные компании, которые продают гибриды. Они предлагают хорошие сорта и полную технологию — систему защиты растений. Но потом нельзя воспроизвести эти же растения из семян, которые получаются. По сути, гибридизация — своеобразная защита интеллектуальной собственности. К сожалению, партнёры не всегда чистоплотны в отношении качества посадочного материала, а в последнее время всё чаще возникают проблемы с таможней. Поэтому в КФУ решили организовать первый крупный промышленный питомник в России для обеспечения внутренних потребностей и экспорта продуктов на мировой рынок в дальнейшем. Эксперты предложили создать его именно в Крыму. Хорошо? Кто спорит! Но есть вариации.
— Воплощением грандиозной идеи мы начали заниматься три года назад, — вспоминает Михаил Александрович, — тогда промышленных биотехнологических лабораторий в России ещё не было. Чтобы освоить новое научно-производственное направление, понадобились биотехнологи. Но где их взять? Решили обучать желающих. Студенты вузов обычно представляют своё будущее в связке с захватывающей научной работой. Нам же были нужны специалисты, которым предстояло заниматься рутиной в промышленных масштабах. Лучший вариант — выпускники колледжа. Тогда же появилась идея создать биотехнологический комплекс для отработки протоколов промышленного производства посадочного материала.
К разговору подключается директор агропромышленного колледжа Василий Ревнюк:
— Наше учебное заведение издавна пользуется популярностью, — напоминает он. — Вот и в этом году конкурс составил 4 человека на одно бюджетное место. Сегодняшняя задача — обучить студентов современным технологиям садоводства. Наши знают не только, что такое, к примеру, обрезка и подвязка, но и участвуют в цифровизации растений. Конечно, учебный план мы изменить не можем: колледж работает по определённым стандартам, которые жёстко прописаны. Но, как говорится, есть различные вариации, дающие уникальный опыт по практическому садоводству. Выпускники с такими компетенциями выгодно смотрятся на фоне своих конкурентов. В специальности «Садоводство» у нас появилась такая специализация, как «Биотехнологии». Мы улучшили учебные планы, в которых практика превалирует над теорией. К слову, наша материально-техническая база лучше, чем в Агротехнологической академии.
Приволье для фейхоа
Три года назад на базе колледжа появилась лаборатория. Одновременно здесь рискнули подать проект на конкурсе мегагрантов (самый престижный грант от Министерства науки и высшего образования РФ). И выиграли! Итогом должно стать создание лаборатории мирового уровня. А мировой уровень подтверждается учёными с мировой известностью. Колледж курирует всемирно известный специалист из Израиля (по известной причине не станем указывать его фамилию). Когда министерство выделило финансирование, причём достаточно серьёзное, здесь загорелись: а что, если создать целый научно-исследовательский биотехнологический комплекс? В итоге сегодня работает Центр опережающего научно-технологического развития — структурное подразделение КФУ, а инновационная сельскохозяйственная долина «Агрополис» (научный технологический производственный парк полного цикла) является его структурным подразделением.
Не прерывая разговора, заходим в теплицу. Тоже непростую.
— Тут мы выращиваем саженцы оливы, — рассказывает наш гид. — В отличие от винограда олива — культура капризная, укоренять её сложно. Мы используем для этого ряд гормонов и создаём подходящие климатические условия. То есть растения сначала укореняются в особом, т. н. климатическом модуле. После этого мы их пересаживаем в индивидуальные горшки (чтобы корни немного разрослись) и уже в ноябре будем высаживать непосредственно в закрытый грунт.
Как оказалось, кроме оливы (эта модельная культура занимает здесь 70%), теплица является колыбелью для граната, зизифуса, фейхоа, инжира... Стоп! А зачем нам в Крыму эта южная экзотика?
Крымский стол завтра
— Сегодня экзотика, а завтра — типичное для Крыма растение, — парирует учёный. — В мире стремительно меняется климат. Поэтому нужно оперативно ориентироваться на повышение температуры. Возможно, скоро культуры, которые возделываются в Крыму, окажутся неперспективными. Например, яблочная группа и все, требующие усиленного орошения. Эти растения либо станут более ресурсоёмкими, либо менее урожайными. Поэтому производители не зря присматриваются к теплолюбивым «гостям», например — киви. Но никто из наших аграриев не знает промышленной технологии. Ведь выращивание того же киви в оранжерее или в саду — огромная разница. И второе — нет посадочного материала. Надо его производить.
Аспирант Станислав Ануфриев увлечён идеей перевода производства субтропических культур на массовые рельсы.
— C детства люблю копаться в земле, хотя работа родителей никак не связана с сельским хозяйством, — улыбается он. — И сейчас предпочитаю заниматься любимым делом. Считаю, в Крыму есть возможности для культивирования новых культур. Например, оливок. Есть и оборудование для получения масла. Даже разработан дизайн-проект тары, куда под эгидой КФУ будет разливаться оливковое масло.
Зоны субтропиков в России никогда не было. Ну, может, это немного ЮБК и чуть-чуть Сочи. Никто эту рекреационную землю под экзотические культуры не отдаст. А вот когда климат изменится, субтропики будут на всей территории полуострова. Тогда в полной мере потребуется отечественный посадочный материал «экзотических» растений. Сельхозпроизводители очень скорого будущего должны быть уверены, что, скажем, сад фейхоа будет чувствовать себя, как дома. Сегодня закладка одного гектара стоит пять миллионов рублей, и вряд ли эта сумма изменится в меньшую сторону, поэтому покупатель саженцев должен быть уверен в материале.
(Окончание следует).
Алексей ВАСИЛЬЕВ
Фото Валентина ГУСЕВА