Так называемое 'ресурсное проклятие' снова в действии. Напомню, этот термин придумали экономисты для описания стран, экономика которых сильно зависит от добычи и экспорта природных ресурсов.
Формально несырьевая часть российского бюджета дефицитна всего на несколько процентов. Но это агрегированные расчеты государственной статистики.
А есть реальная экономика.
В начале этого года цены на уголь в Европе стремительно упали. Тому много причин: от теплой зимы до борьбы за экологию. Важны последствия.
Возить российский уголь в Европу стало невыгодно. Угольщики начали придерживать добычу и ринулись переводить объемы сбыта на восток. А там неожиданно не хватает ж/д путей, чтобы весь уголь довезти хотя бы до портов. Дополнительные порты для перевозки угля частично построены, а вот ж/д пути - нет.
В итоге, на фоне неочевидных перспектив для самих угольщиков, падает спрос и на карьерную технику - а это сотни предприятий, включая комплекторов, и на ж/д-вагоны (ставка аренды на полувагоны падает последние несколько месяцев).
Быстро достроить ж/д пути и порты не получится. К тому же на востоке много своего угля - там, в отличии от Европы, не поддаются давлению из-за океана и не отказываются от угля. Ещё и привозят уголь из Австралии и Африки, где добыча растет и обеспечена логистика под растущие объемы.
В итоге придется снова спасать целые отрасли промышленности, естественно, за государственный счёт. Заодно можно будет донационализировать спасаемые отрасли.
#актуально
#госрегулирование
https://www.kommersant.ru/doc/4047965
Так называемое 'ресурсное проклятие' снова в действии
18 июля 202118 июл 2021
1 мин