Детективные истории с гениальным сыщиком в качестве центральной фигуры пользовались немалой популярностью практически с момента своего появления. Огюст Дюпен, Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, Ниро Вульф и многие другие литературные персонажи куда более знамениты чем любой реальный профессионал сыска, скольких бы реальных преступников за свою карьеру он ни изловил и отправил за решетку.
Поэтому совершенно неудивительно, что этот образ без особых затруднений перекочевал и в фантастическую литературу, сформировав вокруг себя относительно новый поджанр «фантастического детектива». Одним из основоположников этого поджанра стал Джек Вэнс, во многих произведениях которого детективная линия составляет основу сюжета. О его гениальном рассказе «Лунная Моль» я уже писал, а сейчас хочу поговорить о другом его произведении, точнее целом цикле произведений, объединенных общим главным героем - сыщиком-любителем Магнусом Ридольфом.
Рассказы были написаны давно, в сороковых-пятидесятых годах прошлого века, поэтому современным читателям, привыкшим к энциклопедически-подробному стилю нынешних писателей, могут показаться претенциозными и надуманными. Мне, впрочем, они кажутся просто очаровательными. Строго говоря, Вэнс не создал ничего принципиально нового — скорее он удачно (как мне кажется) смешал воедино элементы классического детектива (вплоть до архетипической «загадки закрытой комнаты»), авантюрно-приключенческой литературы и научной фантастики — как ее понимали во время написания рассказов.
Главный герой цикла — отставной математик, не лишенной легкой склонности к авантюрному предпринимательству и разгадыванию разнообразных логических загадок Магнус Ридольф (которого в некоторых переводах почему-то перекрестили в Рудольфа). В определенной степени его образ, конечно же, списан с Эркюля Пуаро — то же почти патологическое внимание к собственной внешности (разве что знаменитые усики тут заменены бородкой), то же почти невыносимое самомнение. Однако в отличие от бельгийца Ридольф регулярно пускается в рискованные коммерческие предприятия, которые столь же регулярно оставляют его без гроша в кармане, вынуждая браться за расследование очередного загадочного происшествия (за солидный гонорар, само собой).
Особой «фишкой» цикла о Магнусе Ридольфе является то, что развязка большинства рассказов так или наче «завязана» либо на особенности инопланетной психологии (а то и даже физиологии), либо на специфику инопланетной флоры, фауны и геологии, одновременно не представляя собой типичного «бога из машины» (ну, или «рояль в кустах», если пользоваться более вульгарной современной терминологией). Внимательный читатель все-таки может догадаться «кто садовник», причем в одних рассказах это сделать проще, в других — сложнее, но автор неизменно дает читателю возможность почувствовать себя не глупее главного героя. Конечно же, это позволяет в полной мере оценить юмор развязки — а развязка каждого рассказа обязательно иронична (а то и саркастична), что в определенной мере отображает и характер главного героя.
Конечно, цикл о Магнусе Ридольфе типичное раннее творчество начинающего писателя, в них нет еще такого изящества и отточенности стиля, как, с кажем, в той же «Лунной моли», но читать их - одно удовольствие, если вы не стремитесь открыть для себя какие-то новые интеллектуальные и эстетические горизонты, а просто хотите приятно провести время с хорошей веселой книгой.