Адаптация к новой стране - это не только овладение языком, традициями и культурой, но и формирование новых привычек. В том числе и к еде. Но для начала нужно разобраться в этой еде. Я помню первый поход в американский супермаркет. Как называется “манка”, где найти подсолнечное масло, как выглядит консервированная запеченная фасоль и т.п. - мозг закипал. Еще сложнее было разобраться со сроками годности. На одних товарах можно найти “Exp. date” (expiration date - дата истечения срока годности), на других - “Best by” или “Best before”. Намного проблематичнее найти товар с датой изготовления. Пока новые иммигранты разбираются в этих тонкостях, жители США со стажем выбрасывают просроченную еду.
По данным исследования Гарвардской клиники продовольственного права и политики, ежегодно средняя американская семья выбрасывает от $1365 до $2275. Это же исследование показало, что 25% пресной воды в США идет на производство продуктов питания, которые не употребляются в пищу, 21% содержимого свалок приходится на продукты питания, что на 50%больше, чем в 1974 году. Таковы результаты жизнедеятельности общества потребления. В чем же причина?
1. Привычка покупать много. Типичная американская семья (типичная - не значит каждая) закупается продуктами в больших количествах и на больший срок. Если для типичной российской семьи нормальным является через день зайти в “Пятерочку” за хлебом, молоком и еще корзинкой незапланированного, то в США чаще всего (не все и не всегда - знаю, как здесь цепляются к словам) закупку делают на пару недель как минимум. В свою очередь супермаркеты предлагают выгодные покупки и большие упаковки. Один “Costco” чего стоит. Покупать большими упаковками выгодно, но успеет ли американская семья все это съесть - другой вопрос.
2. Сроки годности. Если в России на федеральном уровне есть требования к маркировке товаров, когда вы с легкостью найдете дату изготовления и срок годности, написанные рекомендованным шрифтом определенного размера, то в США такого централизованного регулирования нет (в 1970-х годах попытки были, но потерпели неудачу). Как всегда, ответственность на каждом штате в отдельности и, как следсвие, у каждого штата свои особенности. Если интересно, посмотрите пример требований к маркировке товаров в Нью-Йорке.
Тамар Адлер, шеф-повар, журналист, автор книги «Вечная еда: готовим с экономией и грацией», объясняет:
«В отсутствие информации люди полагают, что любая предоставленная им информация должна быть самой важной».
В этом и кроется проблема. Если человек видит на маркировке хоть какую-то дату из будущего, он будет считать ее сроком годности. А теперь вопрос: как этот срок годности рассчитывается? Почему на пакетах с молоком одинаковой жирности, но разных производителей можно найти разные сроки годности?
Авторы приведенного выше исследования выяснили, что срок годности - это не Золушка, чья карета в 12 часов ночи превращается в тыкву, а время, до которого товар будет наиболее вкусным, по мнению производителей. Чипсы в открытом пакете могут и три-четыре месяца проваляться в шкафу даже после истечения срока годности. Их по-прежнему можно есть, но они уже не будут такими же хрустящими. Так производители пытаются обезопасить себя: "Мы вас предупреждали, сами виноваты".
3. Культура покупок. Для современного общества потребления еда является одним из способов подтвердить свой статус. Одни покупают стейки по $150 за кусок в надежде показать друзьям, что “пацан пришел к успеху”, другие следуют за авторами рецептов в TikTok, покупая новые ингредиенты.
Супермаркеты опираются на положение о том, что покупателям нравится видеть заполненные полки и холодильники, им нравится выбирать в изобилии. Для большинства покупателей, согласно проведенному исследованию, наличие изобилия товаров является знаком качества супермаркета, что и приводит к увеличению покупок и расточительству.
Производители вынуждают покупателей выбрасывать продукты раньше их фактического срока годности только с одной целью - получить еще больше выгоды. Если мы выбросим “просроченное”, поедем покупать “свежее”. А потом все повторится. Это замкнутый круг.
Мне, как потребителю, не нравится то, что невозможно найти дату изготовления. В зависимости от товара дата изготовления может быть “вшита” в какой-то код. Поскольку в США нет федерального регулирования, подобные коды создаются не для покупателей, а для производителей. Хотя мне хотелось бы покупать те же молоко и хлеб, ориентируясь именно на дату изготовления.
Как вы считаете, нормально ли упореблять пищу после наступения срока годности?