Найти тему

Над чем задумываешься с просмотром хоррора: схожесть сюжетных линий "Солнцестояния" 2019, "Дома восковых фигур" 2005 и "Хостела"

Оглавление

Я не любитель сцен кровопролития, и в таких фильмах меня привлекает больше идея, а не оформление. К сожалению, при виде крови восприимчивым натурам приходится не только напоминать себе об искусственности сцен, но и размышлять о природе и причинах событий, изображенных в фильме.

В каждом из упомянутых фильмов присутствуют заблудившиеся или обманутые гости, которые рискуют стать жертвами чьего-то безумия. Против туристов действуют группировки или устоявшиеся сообщества.

И становится жутко оттого, что дикое намерение поселилось не у одного свихнувшегося маньяка в голове, а в мировоззрении целой общины, где подобное отношение к естеству человека давно рассматривается как норма.

Кроме того, в каждой из картин присутствует стремление к чему-то неординарному и возвышенному, будь то религиозное поклонение ("Солнцестояние"), искусство ("Дом восковых фигур"), или невостребованное мастерство хирурга ("Хостел"). Но любое преимущество или талант искажается мировоззрением виновников преступлений.

Солнцестояние 2019

"Солнцестояние" 2019 (драма, триллер), режиссер Ари Астер. Мы наблюдаем религиозный праздник Мидсоммар, посвященный богу Одину, в кругу вполне спокойных и одетых в белые одежды людей. Казалось бы, они стремятся к просветлению и презирают страсти обычных людей.

Кадр из фильма "Солнцестояние" 2019: столы, формирующие ромбовидную руну Отал.
Кадр из фильма "Солнцестояние" 2019: столы, формирующие ромбовидную руну Отал.

Перед взором зрителя открываются залитые солнцем поляны, хороводы, специфический и глубоко осознанный подход в поклонении: обеденные столы, выстроенные в форме руны "Отал" (знак семьи или общины), цветочные венки с гирляндами.

Новоприбывших гостей выводит из "медитации" такая себе подробность: адепты приносят в жертву собственную жизнь, бросаясь со скалы.

Скриншот из фильма "Солнцестояние" 2019. Гости осваиваются в кругу заботливой общины. Никто не предполагает, что еще находится в "начале хоррора".
Скриншот из фильма "Солнцестояние" 2019. Гости осваиваются в кругу заботливой общины. Никто не предполагает, что еще находится в "начале хоррора".

Раздробленные камнем лица, привлечение собратьев, при неудачном самоубийстве готовых добивать, глядя прямо в глаза, зачатие при свидетелях и много прочего ужаса, который сурово контрастирует с понятием духовности, божества, отрешенности и смирения. На протяжении всего фильма стоит ясная солнечная погода, словно напоминая нам о том, что не стоит верить глазам, покупаясь на красивую оболочку.

Необходимо оставаться верным объективным нравственным принципам, чтобы правильно реагировать на действия окружающих, вполне себе "доброжелательных" людей. Остается вопрос: какие предпосылки в жизни главных героев привели к тому, что они оказались в плену и стали настолько близки к смерти? Возможно, подобное случается в результате пренебрежения своим предназначением, а также, когда люди перестают ценить время и ресурсы, дарованные им жизнью.

Дом восковых фигур 2005

"Дом восковых фигур" 2005 (ужасы, триллер), режиссер Хауме Кольет-Серра. Когда-то давно создатели музея заплатили слишком высокую цену в пользу красоты. И словно в счет компенсации столь великой важности быть знаменитыми, которую авторы фигур поставили целью, судьба отыгрывается на детях "художников".

Один из мужчин скрывает часть своего уродливого лица под маской (в момент рождения близнецов их не смогли разъединить без повреждений). Но не только в этом ужас его несовершенства.

Скриншот из фильма "Дом восковых фигур" 2005. Как выглядел один из близнецов в маске.
Скриншот из фильма "Дом восковых фигур" 2005. Как выглядел один из близнецов в маске.

Этот психически неуравновешенный человек, как и его братья, пытается продолжать дело родителей, наполняя музей "законсервированными" лишенными жизни людьми. Обливая тела воском, братья добиваются потрясающей естественности внешнего вида фигур.

Скриншот из фильма "Дом восковых фигур" 2005. Расплавленный воск проливается внутри воскового дома.
Скриншот из фильма "Дом восковых фигур" 2005. Расплавленный воск проливается внутри воскового дома.

Наступает неизбежная развязка для идей, построенных на неверном основании. Гигантский восковой музей воспламеняется и тает, обрушиваясь на тех, кто внутри. Появляются сквозные дыры в полу и потолке, проваливаются самые толстые перекрытия, увлекая вниз людей.

Безупречные прежде в своем совершенстве фигуры плавятся и теряют свою красоту, обнажая все потайные "недочеты" в работе мастеров. Текут реки воска, не оставляя ничего в целом виде. Исчезает последняя видимость "красоты", и остается только крик.

Скриншот кадра из фильма "Дом восковых фигур" 2005.
Скриншот кадра из фильма "Дом восковых фигур" 2005.

Этот вопль людей, борющихся со смертью, призывает взглянуть на то, что же стало вдохновением для семейного творчества. И отнюдь, это не высокий душевный порыв.

Таким образом, возникает вопрос: ценно ли то искусство, из-за которого погибли люди? Как уживаются убийца и поэт в одном лице? И еще: там, где нарушен баланс, и желание творить исходит не из чувства красоты, а ради собственной значимости, последствия бывают ценою в жизнь.

Дополнительные факты, которые просматриваются в сюжете: неудовлетворенность героев настоящим (неустойчивые отношения, дорогая квартплата) "стирается" на фоне постигшей их беды. Возникают размышления на тему того, как неудовлетворенность жизнью привлекает еще большие неприятности в судьбу.

Хостел 2005

"Хостел" 2005 (ужасы, триллер, детектив), режиссер Элай Рот. Празднуется Хэлоуин. Действует система "приручения" новых туристов, которые отправляются на жестокую смерть с подачи равнодушных и вульгарных девиц.

В центр внимания попадает пожилой человек - несостоявшийся хирург. И в эти края его манит не желание помогать людям, а совсем иное: ощутить безграничную власть и свободу в проявлении жестокости к своим жертвам.

Где закрался тот самый момент, когда в доступе над людьми человек пускается во вседозволенность? Может быть, в свое время он недополучил признания со стороны своего наставника? Может быть, он из-за неудачи переполнился местью? Или что просочилось из его подсознания, позволяя ему все эти бесчувственные действия?

Меня поражает тот факт, что однажды пропустив настораживающие знаки, герои оказываются в нескончаемом водовороте напастей. Заметив эти самые предупреждения, можно было бы избежать трагедии. Почему парни, словно ослепли? Похоть и сладострастие затмили им способность видеть правду, напрашивается предположение...

Фильмы воспринимаются тяжело, несмотря на знание сюжета. Казалось бы, зачем смотреть такие фильмы? Лично мне они помогали выбираться из глубокой депрессии. Я наблюдала за теми сложностями, в которых оказались герои фильмов и с их помощью я осознавала, что человек способен на гораздо большее, чем он о себе думает.

Приглашаю читателей к рассуждению: что вас впечатляет в этих и подобных им хоррорах, какие интересные особенности запомнились и в каком настроении доводилось смотреть эти картины?

Благодарю вас за прочтение :-) Надеюсь на искренний обмен мыслями :-)