Лента об истерии, связанной с выходом хорроров на видеокассетах в Великобритании. Недооценённая у нас новинка.
Фильм "Цензор" ("Censor") 2021 года сняла Прано Бейли-Бонд. Это её дебют в полнометражном кино, основанный на короткометражке "Nasty" шестилетней давности. Однако для большого кино сюжет был основательно переписан, сменились герои, добавился отличный фон для событий. То есть это не обычное для подобной ситуации растягивание одной эффектной идеи на 90 минут хронометража.
Наша героиня защищает английский мир от ужасов воспалённого человеческого ума - работает цензором в британском художественном комитете. Женщина подходит к работе ответственно, отсматривает и конспектирует сотни лент. Но ни один фильм не вызывает в ней эмоций, соизмеримых с болью от исчезновения сестры в прошлом. Однако во время просмотра очередной картины, она замечает актрису, которая подозрительно похожа на пропавшую девушку...
Создатели прекрасно понимали, что удержать зрительское внимание всего одним эффектным поворотом, как в короткометражке, и красивой кинематографией не получится. Вместо этого режиссёр и сценарист-на-подхвате поместили своих персонажей в сеттинг, о котором наш зритель практически ничего не знает. Истерия в британском обществе в начале 80-ых, вызванная появлением видеокассет с эксплуатационным кино и их бесконтрольным распространением. В народе VHS с подобными лентами назвали "video nasty". Из-за лазейки в законе о цензуре фильмы на кассетах могли поступать в продажу в Великобритании, минуя все цензурные препоны. Взращённые прессой, тщательно удобренные христианскими организациями и общественниками страхи, стали причиной появления специального закона о видеозаписях в 1984 году. Теперь торговля самыми жуткими фильмами происходила из-под полы и уголовно преследовалась, а большая часть выходивших в Великобритании ужасов была обрезана.
Вот именно в этом отделе, контролирующим оборот лент, в которых совсем недавно можно было показывать практически что угодно, и работает героиня фильма. Лента наполнена кадрами из существующих ужасов, которые подвергались цензурному рассмотрению в то время. К примеру, "Кошмары головного мозга". За отказ сократить одну секунду картины дистрибьютор провёл 18 месяцев в тюрьме, а стоимость кассет, содержащих те самые кадры, подскочила до 100 фунтов и распространялась исключительно на чёрном рынке. Хоррор, который послужил причиной реального убийства в "Цензоре", также существует на самом деле. Это "Безумие" 1974 года, фильм, основательно выпотрошенный при выходе на британский рынок. Именно из-за подобных шагов в картине имеется прекрасная сцена в самой середине, когда продавец в видеосалоне отчаянно пытается сделать вид, что не понимает, о чём говорит героиня. Однако поняв, что его раскрыли, в расстроенных чувствах даёт понять, что напуган и собирается избавиться от всех "видеогадостей". Вообще, в этой сцене примечателен весь диалог, включая описание жанровых сцен главной героиней и комментарий продавца по поводу самых засмотренных эпизодов на кассете.
Какой же сюжет встроен в это весьма любопытное время и окружение? Режиссёр проводит аналогию между цензурой для целого общества и цензурой в сознании одного человека. Главная героиня верит, что её задача ограждать людей от тех ужасов, которые могут негативно на них повлиять. Разумеется, по мнению девушки. В какой-то момент она обнаруживает, что недостаточно хорошо справилась с работой и теперь для некоего фермера лента, допущенная на рынок, стала триггером к убийству. Именно так считает пресса, ополчившаяся на героиню. Ведь виноваты недостаточные цензурные правки, а не изначальное психическое здоровье убийцы. Одновременно с этим девушка видит фильм, актриса в котором подозрительно напоминает её пропавшую сестру. Данный ужастик служит триггером уже для неё самой. Я постарался подобраться к сути, избегая спойлеров. Дальнейшее разжёвывание сюжета приведёт к потере удовольствия от первого просмотра. Как и во многих подобных лентах, финал - это основное блюдо, к которому тебя готовят весь фильм.
У фильма всё отлично с технической частью. Лента снималась, в том числе, на разные варианты киноплёнок и магнитную ленту для передачи специфики и эстетики, присущей различным фильмам, которые потом были очень удачно совмещены. Также на высоте актёрская игра, особенно, исполнительницы главной роли Нив Алгар. Она отлично справилась с демонстрацией того, как с человека спадает тщательно оберегаемый костюм приличия и пуританская маска. Есть ли у фильма проблемы? Куда же без них. В первую очередь, это достаточно вялые диалоги о необходимости цензуры и отношении к ней, которые хоть и нужны картине, но временами чрезмерны. Также лента слегка затянута и, как иронично, грамотная работа ножницами сделала бы её только лучше. Также она обладает слегка сумбурной второй частью, которую можно не понять, если смотреть картину как чисто развлекательную, ну, и недостаточные знания об эпохе, могут помешать получить удовольствие. Это достаточно амбициозный и добротный продукт, на который стоит обратить внимание, особенно если твоя любовь к жанровому кино существенно выше среднего. От меня картина получает тройку с плюсом по пятибалльной системе, которая вполне может превратиться в четвёрку со временем.
Плюсы: 1) отличная актёрская игра 2) прекрасная техническая составляющая 3) автор знает, что хочет сказать, и у неё получается это выговорить 4) добротная, хоть и достаточно простая, история
Минусы: 1) некоторая затянутость
Подписывайтесь, комментируйте, а если репост в социальных сетях сделаете, то вообще огромное спасибо.