Ок, назвать "лучшим французским режиссером, о которому вы ничего не слышали" я могу человек 10-15, но это не отменяет того факта, что Люк Мулле достоин гораздо большей известности, чем он имеет сейчас. В его фильмах в причудливой форме смешивается элитарное и эгалитарное, его фильмы одновременно снобистские и издевательские в отношении самих себя, разные зрители будут смеяться над очень разными вещами. Его называли "единственном наследником одновременно Жака Тати и Луиса Бунюэля". И это было сказано не для красивого словца: Люк Мулле работал в крайне редко встречающемся жанре артхаусной комедии, более того в середине творчества он снимал документальные комедии. При этом какого-то крупного успеха коммерческого или критического успеха не получил. Хотя в Канны некоторые его фильмы попадали. Как-то не вписывался он ни в какое течение, точнее каждый раз когда он пробовал плыть по течению получалось отвратительно, а когда он плыл помимо течения выдавал 10 из 10.
Почему Мулле так мало известен, особенно в русскоязычном синефильском сегменте? На мой взгляд, дело в том, что на русский сначала были переведены его ранние и откровенно скверные фильмы, в то время как лучшие зрелые работы до сих пор доступны далеко не в полном объеме. Если начать знакомиться с его творчеством в хронологическом порядке, легко сломаться на втором или третьем фильмы. Чтобы этого не произошло, попробую максимально откровенно высказаться о всех просмотренных фильмах Мулле.
Брижжит и Брижжит (Brigitte et Brigitte), 1966
Как и многие французские кинематографисты 60-х Мулле начинал карьеру в качестве кинокритика журнала "Кайе Дю Синема". Проблема в том, что к 1966-му Новая Волна давно пошла на спад, а его дебют выглядит откровенно вторичным по отношению к работам старших товарищей. Вообще "Брижжит и Брижжит" - это на 80% Годар и на 20% Трюффо.
Контрабандисты (Les contrebandières), 1968
Еще одна откровенно эпигонская лента. На этот раз духа Трюффо практически не ощущается, остался только один Годар. Могу ошибаться, но такое чувство, что Мулле очень нравятся годаровские "Карабинеры", и он решил снять полуремейк-полукомментарий к ним.
Девушка — это пистолет (Une aventure de Billy le Kid), 1971
Худший фильм Мулле и один из первых появившихся на русском. Именно из-за этого фильма долго не мог дать Мулле второй шанс. Это опять откровенное подражание Годару, даже название фильма представляет собой вариацию известной фразы Жан-Люк, гласящей, что "кино - это девушка и пистолет" (цитата вырвана из контекста, но в данном случае это не имеет никакого значения). Самое печальное, что данный фильм уже ориентируется на Годара периода "Группы Дзига Вертов".
Анатомия отношений (Anatomie d'un rapport), 1976
После пятилетнего перерыва Мулле полностью меняет свой подход к кино. Отказывается от очевидных заимствований и художественного кино, начинает работать в жанре документально-постановочной комедии. "Анатомия отношений" - комедия о личной жизни Люка Мулле, хотя он играет не только себя, но и собирательный образ французского интеллектуала. Работа в равной мере смешная и откровенная. Мало кто в истории кино умел так посмеяться над собой.
Происхождение пищи (Genèse d'un repas), 1979
Документальное киноэссе о происхождении пищи (и в целом товаров) на полках французских магазинов. Подобные фильмы с критикой капиталистического общества в 90-е и 2000-е принесут известность Майклу Муру, но Мулле проворачивает аналогичное, но гораздо тоньше, умнее, интеллигентней и забавней. Более того, "Происхождение пищи" заканчивается честным признанием, что сам Мулле - продукт этого общества, и он понятия не имеет как изменить ситуацию.
Мой первый заплыв брассом (Ma première brasse), 1981
Документальная 40-минутная комедия. В центре сюжета арт-режиссер Люк Мулле, который дожил до 44 лет, но так и не научился плавать. Режиссер решает закрыть данный гештальт, попутно сняв процесс на камеру. Чистая комедия, в некоторых эпизодах которой Мулле напоминает Бенни Хилла.
Комедия о работе (La comédie du travail), 1988
В конце 80-х после нескольких короткометражек Мулле возвращается в традиционное художественное кино. "Комедия о работе" - тонкая, но приземленная история о персонаже, который хочет устроиться на работу, и об антигерое, который предпочитает быть профессиональным безработным, но его на работу почему-то берут. Жаль только, что за 11 лет в сети фильм так и не обзавелся хотя бы английскими субтитрам. Без знания французского считывается процентов 15 сюжета.
Кресла Алькасара (Les sièges de l'Alcazar), 1989
Мой персональный фаворит среди всех фильмов Мулле, да и в принципе один из самых любимых фильмов. Деромантизация образа французского синефила конца 50-х. Особенно сильное впечатление производит на контрасте с "Мечтателями" Бертолуччи. Если фильм Бернардо - это ожидание, то "Кресла Алькасара" - реальность.
Вверх и вниз (Parpaillon), 1993
Не самая примечательная работа, но поклонникам старорежимных французских комедий может понравиться. Мулле снимает комедию о велосипедном кроссе в горной местности так же, как это сделал бы Жак Тати. Весь фильм - набор в меру забавных скетчей, повествующих о желании прийти к финишу первым.
Жертвы Д-17 (Les naufragés de la D17), 2002
Абсурдистская комедия с потерявшимся в альпах гонщиком (Матье Альмарик), группой кинематографистов и отсылками к войне в Ираке. Не лучший фильм Мулле: слишком перегруженный сюжет, не хватает сценарной простоты и легкости его лучших работ.
Престиж смерти (Le prestige de la mort), 2006
Последний полнометражный игровой фильм Мулле (после него были документалки и короткометражки). Еще одна работа, которой срочно требуется перевод хотя бы на английский. По сюжету, находящийся в личном и творческом кризисе режиссер Люк Мулле (сам Мулле), прогуливаясь в горах, находит труп. У него появляется "гениальная идея" поменяться личностями с "незнакомцем" и симулировать собственную смерть. Ни к чему хорошему это не приводит. Вероятно с переводом было бы лучше.