Найти тему
Справочник кинопижона

Люк Мулле - лучший французский режиссер, о котором вы скорее всего ничего не слышали

Ок, назвать "лучшим французским режиссером, о которому вы ничего не слышали" я могу человек 10-15, но это не отменяет того факта, что Люк Мулле достоин гораздо большей известности, чем он имеет сейчас. В его фильмах в причудливой форме смешивается элитарное и эгалитарное, его фильмы одновременно снобистские и издевательские в отношении самих себя, разные зрители будут смеяться над очень разными вещами. Его называли "единственном наследником одновременно Жака Тати и Луиса Бунюэля". И это было сказано не для красивого словца: Люк Мулле работал в крайне редко встречающемся жанре артхаусной комедии, более того в середине творчества он снимал документальные комедии. При этом какого-то крупного успеха коммерческого или критического успеха не получил. Хотя в Канны некоторые его фильмы попадали. Как-то не вписывался он ни в какое течение, точнее каждый раз когда он пробовал плыть по течению получалось отвратительно, а когда он плыл помимо течения выдавал 10 из 10.

Почему Мулле так мало известен, особенно в русскоязычном синефильском сегменте? На мой взгляд, дело в том, что на русский сначала были переведены его ранние и откровенно скверные фильмы, в то время как лучшие зрелые работы до сих пор доступны далеко не в полном объеме. Если начать знакомиться с его творчеством в хронологическом порядке, легко сломаться на втором или третьем фильмы. Чтобы этого не произошло, попробую максимально откровенно высказаться о всех просмотренных фильмах Мулле.

Брижжит и Брижжит (Brigitte et Brigitte), 1966

Как и многие французские кинематографисты 60-х Мулле начинал карьеру в качестве кинокритика журнала "Кайе Дю Синема". Проблема в том, что к 1966-му Новая Волна давно пошла на спад, а его дебют выглядит откровенно вторичным по отношению к работам старших товарищей. Вообще "Брижжит и Брижжит" - это на 80% Годар и на 20% Трюффо.

Контрабандисты (Les contrebandières), 1968

-2

Еще одна откровенно эпигонская лента. На этот раз духа Трюффо практически не ощущается, остался только один Годар. Могу ошибаться, но такое чувство, что Мулле очень нравятся годаровские "Карабинеры", и он решил снять полуремейк-полукомментарий к ним.

Девушка — это пистолет (Une aventure de Billy le Kid), 1971

-3

Худший фильм Мулле и один из первых появившихся на русском. Именно из-за этого фильма долго не мог дать Мулле второй шанс. Это опять откровенное подражание Годару, даже название фильма представляет собой вариацию известной фразы Жан-Люк, гласящей, что "кино - это девушка и пистолет" (цитата вырвана из контекста, но в данном случае это не имеет никакого значения). Самое печальное, что данный фильм уже ориентируется на Годара периода "Группы Дзига Вертов".

Анатомия отношений (Anatomie d'un rapport), 1976

-4

После пятилетнего перерыва Мулле полностью меняет свой подход к кино. Отказывается от очевидных заимствований и художественного кино, начинает работать в жанре документально-постановочной комедии. "Анатомия отношений" - комедия о личной жизни Люка Мулле, хотя он играет не только себя, но и собирательный образ французского интеллектуала. Работа в равной мере смешная и откровенная. Мало кто в истории кино умел так посмеяться над собой.

Происхождение пищи (Genèse d'un repas), 1979

-5

Документальное киноэссе о происхождении пищи (и в целом товаров) на полках французских магазинов. Подобные фильмы с критикой капиталистического общества в 90-е и 2000-е принесут известность Майклу Муру, но Мулле проворачивает аналогичное, но гораздо тоньше, умнее, интеллигентней и забавней. Более того, "Происхождение пищи" заканчивается честным признанием, что сам Мулле - продукт этого общества, и он понятия не имеет как изменить ситуацию.

Мой первый заплыв брассом (Ma première brasse), 1981

-6

Документальная 40-минутная комедия. В центре сюжета арт-режиссер Люк Мулле, который дожил до 44 лет, но так и не научился плавать. Режиссер решает закрыть данный гештальт, попутно сняв процесс на камеру. Чистая комедия, в некоторых эпизодах которой Мулле напоминает Бенни Хилла.

Комедия о работе (La comédie du travail), 1988

-7

В конце 80-х после нескольких короткометражек Мулле возвращается в традиционное художественное кино. "Комедия о работе" - тонкая, но приземленная история о персонаже, который хочет устроиться на работу, и об антигерое, который предпочитает быть профессиональным безработным, но его на работу почему-то берут. Жаль только, что за 11 лет в сети фильм так и не обзавелся хотя бы английскими субтитрам. Без знания французского считывается процентов 15 сюжета.

Кресла Алькасара (Les sièges de l'Alcazar), 1989

-8

Мой персональный фаворит среди всех фильмов Мулле, да и в принципе один из самых любимых фильмов. Деромантизация образа французского синефила конца 50-х. Особенно сильное впечатление производит на контрасте с "Мечтателями" Бертолуччи. Если фильм Бернардо - это ожидание, то "Кресла Алькасара" - реальность.

Вверх и вниз (Parpaillon), 1993

-9

Не самая примечательная работа, но поклонникам старорежимных французских комедий может понравиться. Мулле снимает комедию о велосипедном кроссе в горной местности так же, как это сделал бы Жак Тати. Весь фильм - набор в меру забавных скетчей, повествующих о желании прийти к финишу первым.

Жертвы Д-17 (Les naufragés de la D17), 2002

-10

Абсурдистская комедия с потерявшимся в альпах гонщиком (Матье Альмарик), группой кинематографистов и отсылками к войне в Ираке. Не лучший фильм Мулле: слишком перегруженный сюжет, не хватает сценарной простоты и легкости его лучших работ.

Престиж смерти (Le prestige de la mort), 2006

-11

Последний полнометражный игровой фильм Мулле (после него были документалки и короткометражки). Еще одна работа, которой срочно требуется перевод хотя бы на английский. По сюжету, находящийся в личном и творческом кризисе режиссер Люк Мулле (сам Мулле), прогуливаясь в горах, находит труп. У него появляется "гениальная идея" поменяться личностями с "незнакомцем" и симулировать собственную смерть. Ни к чему хорошему это не приводит. Вероятно с переводом было бы лучше.