Найти тему

Великая Отечественная война и кинематограф (часть двадцатая пятая)

В прошлом году мы отметили 75-летие Победы Советского народа и всего человечества над фашизмом. Вечная слава и память Героям, погибшим, ранеными, контуженными и в дожди, и в стужу, прошедшим, пробежавшим, проползшим пол-Европы и принесшим народам мир!

Значительную помощь Советскому народу и Красной Армии оказали во время войны и народы стран-союзников, стихийно создававшие Фонды помощи.
12 июля 1941 года в Нью-Йорке (США) было создано "Общество помощи России в войне"("Russian War Relief" или РУР), осуществлявшая безвозмездную благотворительную помощь воюющему Советскому Союзу. В 1941-1945 годах комитеты РУР активно работали более чем в сорока крупных городах США. В сентябре 1941 года они были официально утверждены правительством США. Это была огромная частная, филантропическая компания, деятельность которой состояла в сборе средств в помощь Красной Армии, гражданскому населению и в организации митингов за открытие Второго Фронта.
Повседневную работу по сбору денежных средств в разных городах выполняли волонтёры. Рядовые, небогатые американцы через РУР вносили деньги в Фонд Красной Армии. Активисты закупали медикаменты, оборудование и инструменты для госпиталей; собирали, упаковывали и отправляли посылки с одеждой и предметами быта. Помощь граждан США в 1941-1945 год была огромной и поистине дружественной. Активную роль в сборе средств играли эмигранты из России и других славянских диаспор: рабочие, фермеры и люди творческих профессий. Один из комитетов РУР возглавил дирижёр Сергей Александрович Кусевицкий, покинувший Россию в 1920 году. Как Сергей Васильевич Рахманинов в Нью-Йорке, Николай Андреевич Малько в Чикаго, он способствовал в Бостоне сбору средств для помощи Советскому Союзу. Большую материальную поддержку оказывал Кусевицкий Комитету Медицинской помощи СССР (Committee for Medical Aid to the USSR), вице-председателем которого был хорошо знакомый ему скрипач Ефрем Александрович Цимбалист, а среди членов - художник Савелий Абрамович Сорин, скульпторы Александр Порфирьевич Архипенко и Сергей Тимофеевич Конёнков (выдающийся советский скульптор, в конце 1923 года по предложению Народного комиссара просвещения РСФСР Анатолия Васильевича Луначарского отбыл сначала в Ригу, а потом в США для участия в выставках русского и советского искусства и задержавшийся в Нью-Йорке на 22 года. Лауреат Сталинской премии III степени, Ленинской премии, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда), архиепископ Алеутский и Северо-Американский Макарий. Неоднократно выступал Кусевицкий на разного рода собраниях и митингах музыкантов, стремясь вовлечь их в деятельность РУР по сбору средств для России. Пианист и композитор Сергей Васильевич Рахманинов дал несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной Армии. Композитор Александр Тихонович Гречанинов (в 1925 году удостоенный звания Заслуженный артист РСФСР и в том же году эмигрировавший), творчество которого имело явную православную и христианскую направленность и шло вразрез с коммунистической идеологией, сочиняет и отправляет в Москву симфоническую поэму "К победе»" (1943) и "Элегическую поэму памяти героев" (1944).

Чарльз Спенсер Чаплин подписывает обращение к Президенту США Франклину Делано  Рузвельту с требованием открытия Второго Фронта в Civic auditorium города                 Сан-Франциско 18 мая 1942 года.
Чарльз Спенсер Чаплин подписывает обращение к Президенту США Франклину Делано Рузвельту с требованием открытия Второго Фронта в Civic auditorium города Сан-Франциско 18 мая 1942 года.

Американские граждане, члены РУР, принадлежали к разным национальностям, религиям, расам и политическим убеждениям. Большинство было противниками коммунистической идеологии, но страдания русского народа были им глубоко небезразличны. Соединённые Штаты Америки - страна эмигрантов, известная своими международными благотворительными организациями. Общая сумма безвозмездной помощи, собранной РУР, была 1,5 миллиарда долларов, а помощь по Ленд-лизу - 9,8 миллиардов долларов США. В ценах того времени это были огромные суммы.
29 июня 1941 года, через неделю после нападения фашистской Германии на СССР, на антифашистском митинге на Потреро Хилл, рабочем районе города Сан-Франциско, было принято решение о создании "Русско-Американского Общества"("РАО"), инициаторами организации которого выступили эмигранты из России. Членами "РАО" были разнородные по своим политическим и религиозным убеждениям локальные клубы, созданные американскими гражданами, проживающими на западном побережье США. В большинстве своем это были эмигранты из России и других славянских диаспор: рабочие, фермеры и люди творческих профессий. В 1941 году в Сан-Франциско и его пригородах проживало более 50 тысяч выходцев из России. Многие покинули родину после Октябрьской революции 1917 года и негативно относились к советской власти, но их объединяла ненависть к фашизму и сострадание к жертвам войны. Активную роль в работе "Русско-Американского Общества" играли эмигрировавшие из царской России в результате религиозных преследований молокане, духоборы, прыгуны и староверы, а также потомки русских евреев, спасшихся от погромов. Многие члены "РАО" эмигрировали из России, оставив верность Императору и не признав власть Советов. Простые, небогатые люди вносили деньги в Фонд Красной Армии, на которые активисты "РАО" закупали медикаменты, оборудование и инструменты для госпиталей. Известно, что ежегодно денежные пожертвования составляли 20-25 тысяч долларов. Волонтёры собирали, упаковывали и отправляли посылки с одеждой и предметами быта. С сердечным теплом они писали письма, которые вкладывали в индивидуальные подарки солдатам. С 1942 года "РАО" выпускало бюллетень "За Победу" ("For Victory") на английском и русском языке, в котором печатались вести с фронтов, а также финансовые отчёты о проделанной работе. Последний номер бюллетеня "За Победу" № 4/27 вышел в сентябре 1945 года. Генеральный Консул СССР в Сан-Франциско Яков Миронович Ломакин получил, подписанный авторами сборник бюллетеней, в благодарность за многочисленные выступления в поддержку открытия Второго Фронта на заседаниях "РУР" и "РАО" и за активное участие в программе Ленд-Лиз в 1942-1944 годах.
Под председательством члена "РАО" эстонки Анастасии Юргенсон успешно работал "Клуб матерей" ("Potrero Hill Mother’s Club", благотворительная организация, существовавшая с 1934 года). Они собирали средства не только для Красной Армии, но и для гражданского населения. Особою помощь они оказали московской детской больнице имени И. В. Русакова и разоренному фашистами Кардымовскому детскому дому под Смоленском. Для сбора пожертвований устраивались концерты, балы, собрания, буфеты, лотереи и выставки. Литовский клуб женщин из Окленда жертвовал связанные ими свитера, шарфы и носки. Существовала строгая финансовая отчётность. Большая часть денежных средств собранных для Красной Армии "Русско-Американское Обществом" передавало "Обществу помощи России в войне", которое имело свои филиалы более чем в 40 городах США и поддерживалось влиятельными спонсорами. В Нью-Йорке на митингах за сбор пожертвований в помощь Красной Армии участвовал мэр Нью-Йорка Фьюрелл Ла Гуардиа. 20 июня 1942 года он выступил с призывом собрать 6 млн долларов для советских госпиталей. Из портовых городов западного побережья США на транспортных судах Морфлота СССР и на судах "Либерти", построенных для перевозки грузов по программе Ленд-Лиз, перевозили ящики собранные активистами "РАО".
После тягот безработицы времен "Великой депрессии" интерес к первому государству рабочих и крестьян был огромен. Правительство президента Ф. Д. Рузвельта сумело вывести страну из экономического кризиса, что придавало людям уверенность в правильности его политики в отношении помощи Красной Армии.
С самого начала вторжения гитлеровских войск на территорию Советского Союза начали поступать добровольные пожертвования на счета нескольких британских организаций помощи СССР. Из нескольких фондов был создан Объединенный комитет помощи Советскому Союзу.
Пожертвования также поступали из самых отдаленных уголков Британской империи от представителей самых различных национальностей и вероисповедания: от населения Гонконга, Северной Родезии, Малайи, от Общества Красного Креста Южно-Африканского союза, от Военных Благотворительных фондов Нигерии и Сьерра-Леоне. Неоднократно происходили успешные сборы пожертвований среди населения Кении, Тринидада и Тобаго, Британской Индии, Канады, Бельгийского Конго, и многих других территорий.

Уинстон Черчилль и его Клементина.
Уинстон Черчилль и его Клементина.

Сталинградская победа активизировала деятельность и других британских организаций помощи СССР, в том числе Британского комитета "Фонд помощи России"("Aid to Russia Fund") Общества Британского Красного Креста и ордена Св. Иоанна в Иерусалиме, самой крупной организации помощи СССР в годы Второй мировой войны в Великобритании, существовавшей с 1941 по 1951 годы и возглавляемой супругой Премьер-министра Соединённого королевства Клементиной Черчилль. Фонд был основан в октябре 1941 года под влиянием набиравшей оборот кампании помощи Советскому Союзу. Клементина Черчилль создала Фонд помощи воюющей России, активно используя свои связи, постоянно сотрудничая с супругой советского посла Агнией Александровной Майской и Королевой-Матерью Великобритании Елизаветой Виндзорской, общественными организациями, при активной поддержке Премьер-министра Великобритании Сэра Уинстона Леонарда Спенсера Черчилля с министром иностранных дел Энтони Иденом создания Фонда при Британском Красном Кресте для снабжения СССР медикаментами и хирургическими инструментами.
Клементина Черчилль не только сама сделала первый взнос в новый фонд, подавая, таким образом, пример всем британцам, но и обратилась с призывом оказать помощь сражающимся народам СССР. В ответ стали приходить тысячи денежных переводов и десятки тысяч писем. Деньги передавали даже просто в конвертах. На многие письма госпожа Черчилль отвечала лично и благодарила об оказанной помощи. Всего за годы своей работы "Фонд помощи России" осуществил поставки в СССР на сумму около 8 млн фунтов стерлингов (около 200 миллионов в современных британских фунтах).
Ближе к концу войны Клементина Черчилль задумала проект, символизирующий солидарность двух стран в годы Второй мировой. В Ростове-на-Дону, Сталинграде, Севастополе "Фондом Красного Креста помощи России" были полностью укомплектованы несколько госпиталей. Суммарная стоимость медицинского оборудования и инструментов, переданных Ростову, составила более 400 тысяч фунтов стерлингов (10 миллионов британских фунтов сегодня).
2 апреля 1945 года Клементина Черчилль прибыла в СССР по приглашению Советского правительства и Исполкома Советского общества Красного Креста и Красного Полумесяца. 3 апреля 1945 года Постановлением Председателя исполкома Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР Сергея Алексеевича Колесникова председатель комитета "Фонд помощи России" Британского Красного Креста Клементина Спенсер-Черчилль была награждена знаком "Отличнику санитарной обороны" ("за большую работу по оказанию помощи Советскому Красному Кресту и народам Советского Союза путем сбора средств и посылки предметов медицинского снабжения для лечебных учреждений"). 6 апреля её принял в Кремле Иосиф Сталин, подарив ей в знак признательности от имени руководства СССР золотое кольцо с бриллиантом. Супруга Премьер-министра Великобритании посетила Ленинград, Сталинград, Ростов-на-Дону, Кисловодск, Пятигорск, Одессу, Ялту и другие города. 15 апреля спецпоездом из Ленинграда Клементина Черчилль прибыла в Сталинград. По прибытии она была принята председателем исполкома Сталинградского городского совета депутатов трудящихся Дмитрием Матвеевичем Пигалевым, который вручил госпоже К. С. Черчилль подарок – фотоальбом в изящном футляре, изготовленном мастерами-строителями города. Одновременно Д. М. Пигалев вручил подарок для премьер-министра Великобритании У. Черчилля – оригинальный настольный портсигар. Во время своего пребывания в городе, Председатель "Фонда помощи России" посетила Сталинградский тракторный завод, новую школу, две больницы (на 150 и 50 коек), оборудованные на средства Объединенного комитета помощи Советскому Союзу. О впечатлении, которое на нее произвел разрушенный Сталинград, госпожа Черчилль написала следующее:
"Ужасная картина разрушения развернулась перед нашими глазами. Моя первая мысль была, что это похоже на центральную часть города Ковентри или руины вокруг собора св. Павла в Лондоне, с той разницей, что хаос и развал казались беспредельными…Посреди главной площади Сталинграда находится огромная общая могила, над которой возвышается обелиск. Эта могила, в которой погребено столько доблестных защитников города, называется "Братской могилой"– трогательное, простое и прекрасное название… В таком городе, как Сталинград, мысль о потрясающих страданиях и человеческих жертвах, понесенных вследствие фашистского нашествия, приводит в полное оцепенение. Человеческое воображение просто отказывается представить себе бедствие такого масштаба. Но надо сказать, что, как только последние немцы были выбиты из города, русские использовали его как трамплин для атаки. Они знали, что начался, наконец, немецкий отлив. И с какою мрачною решимостью они его использовали! Прежде всего, они восстановили разрушенную железнодорожную станцию и пути. Затем они отремонтировали здание Городского Совета, чтобы оно снова стало центром гражданской городской жизни. Они восстановили сталелитейный завод, на котором занято 30 тысяч рабочих и который только что выпустил тысячный по счету сельскохозяйственный трактор. Сталинград, этот гибельный для немцев город, стал центром непрерывного наступления...". Из Крыма через Одессу Баронесса Клементина Огилви Спенсер-Черчилль вернулась в Москву, где ей 7 мая 1945 года торжественно был вручен орден Трудового Красного Знамени ("за выдающиеся заслуги в проведении общественных мероприятий по сбору средств в Англии для оказания помощи Красной армии"); в Москве она встретила День Победы. Клементина Черчилль выступила 9 мая 1945 года по московскому радио с открытым посланием Уинстона Черчилля к Сталину.
Красная Армия безостановочно гнала захватчиков на запад, освобождая от оккупантов территории Советского Союза.
На экранах Страны появлялись новые фильмы.

Кадр из фильма "Северная Звезда".                                                                                         Фарли Эрл Грейнджер – младший в роли Демьяна Симонова,                                                   Энн Бакстер в роли Марины Павловой.
Кадр из фильма "Северная Звезда". Фарли Эрл Грейнджер – младший в роли Демьяна Симонова, Энн Бакстер в роли Марины Павловой.

"Северная Звезда"("The North Star") - драматическое произведение о борьбе украинских колхозников, организовавших партизанский отряд для борьбы с нацистскими оккупантами. Несмотря на наличие голливудских штампов в показе быта и жизни русской деревни, фильм получился искренний и честный, созданный с большим сочувствием к населению оккупированной и воюющей России. На экраны СССР фильм вышел 25 апреля 1944 года с субтитрами на русском языке.
(Производство кинокомпании "RKO Radio Pictures", продюсеры Сэмуэл Голдуин и Уильям Камерон Мензис, режиссёр Льюис Майлстоун, сценаристы Лиллиан Хеллман, Барт Бек, оператор Джеймс Вонг Хау, художники Перри Фергюсон и Ховард Бристоль, композитор Аарон Копланд, автор стихов к песням Айра Гершвин, актёры Дэна Эндрюс, Уолтер Хьюстон, Уолтер Бреннан, Эрих фон Штрогейм, Энн Бакстер).
Премьеры фильма состоялись: в США - 4 ноября 1943 года, в Мексике - 4 марта 1944 года, в СССР - 25 апреля 1944 года, в Аргентине - 1 ноября 1944 года, в Швеции - 3 марта 1945 года.
После смерти президента США Франклина Делано Рузвельта в 1945 году и в связи с началом холодной войны коллективного Запада и прежде всего США против Советского Союза в адрес покойного президента США стали выдвигаться обвинения в том, что он "выкручивал руки" голливудским кинопромышленникам, вынуждая их снимать "прокоммунистические фильмы". Создателей "Северной Звезды" (как и других голливудских картин, таких как "Миссия в Москву", "Песнь о России", сочувствующих борьбе Советского Народа против расползающейся по всему миру нацистско-фашистской чумы. А БЕЗОГОВОРОЧНЫЙ РАЗГРОМ МИРОВЫМИ АНТИФАШИСТСКИМИ СИЛАМИ во главе с ЕДИНЫМ СОВЕТСКИМ НАРОДОМ, вступившим в жесточайшую схватку и победившим МИРОВОЕ ЗЛО, поглощающее страну за страной, народ за народом, освободил ТЫСЯЧИЛЕТНЮЮ МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ и НАРОДЫ, ЖИВУЩИЕ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ И СОЗДАВШИЕ СВОИ НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА, исторически зависящих от национальных культур и собственного национального понимания образа жизни и государственного развития, ОТ ПОРАБОЩЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО УНИЧТОЖЕНИЯ. И ЭТО НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К "ПРОКОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ") обвинили в симпатиях к коммунизму, в фильме "Северная Звезда" были произведены купюры, а сопровождал его отвечавший новым веяниям в международном климате антисоветский дикторский текст.

Актриса Зинаида Игнатьевна Конопелько -                                                                          участница фильма-концерта "Живи, родная Беларусь" ("Белорусский киноконцерт")
Актриса Зинаида Игнатьевна Конопелько - участница фильма-концерта "Живи, родная Беларусь" ("Белорусский киноконцерт")

"Живи, родная Беларусь" ("Белорусский киноконцерт") - фильм-концерт, поставленный по собственному сценарию режиссёрами Владимиром Корш-Саблиным и Николаем Садковичем на базе Белорусской киногруппы в эвакуации в Алма-Ате. Оператор Гавриил Егиазаров, композитор Исаак Любан, художник Людмила Благова.
На экраны страны фильм вышел 15 июня 1944 года.
Фильм демонстрирует успехи мастеров искусств Белоруссии. Концертные номера объединены конферансом.
В фильме- спектакле принимали участие: художественный руководитель Белорусского театра имени Янки Купалы (Минск) заслуженный артист Белорусской ССР Леонид Григорьевич Рахленко, а также артисты Витебского драматического театра имени Якуба Колоса: Анатолий Михайлович Трус, народный артист Белорусской ССР Александр Константинович Ильинский, Зинаида Игнатьевна Конопелько, Анатолий Григорьевич Шелег, Янина Казимаровна Глебовская.

Кадр из фильма "Серенада Солнечной долины".                                                                    Соня Хени в  роли Карен Бенсон.
Кадр из фильма "Серенада Солнечной долины". Соня Хени в роли Карен Бенсон.

"Серенада Солнечной долины" ("Sun Valley Serenade") - как глоток свежего воздуха, отдушина, минуты отдыха для воюющей страны. Голливудская картина с участием популярнейшего Джаз-оркестра под управлением маэстро Гленна Миллера и эмигрантки из оккупированной гитлеровцами Норвегии первой и единственной трёхкратной олимпийской чемпионки в женском одиночном катании (1928 - Санкт-Мориц, Швейцария; 1932 - Лейк-Плэсид, США; 1936 - Гармиш-Партенкирхен, Германия) Сони Хени, по-сути, представляет собой забавную музыкальную комедию с простейшим сюжетом, объединяющем музыкальные номера Джаз-оркестра Олтона Гленна Миллера с шоу на льду Сони Хени. Первоначально задуманный как рекламный ролик для "Солнечной долины" (Сан-Валли) - нового горнолыжного курорта в штате Айдахо, благодаря таланту Гленна Миллера и предприимчивости режиссёра Х. Брюса Хемберстона, ролик превратился в полнометражный кинофильм.
В СССР фильм вышел на экраны 26 июня 1944 года с субтитрами на русском языке. За первый год показа в Советском Союзе фильм посмотрели 20 700 000 зрителей. В нашей стране были очень популярны песни и мелодии из фильма "Серена Солнечной долины".
(Производство "20th Century Fox Film Corporation", США, продюсеры Милтон Спелинг, Дэрилл Френсис Занук, авторы сюжета Арт Артур и Роберт Харари, сценаристы Роберт Эллис, Хелен Логан, Берт Грэнет, Аллан Скотт и Милтон Спелинг, режиссёр Х. Брюс Хамберстоун, оператор Эдвард Кронджэгер, композиторы Дэвид Баттолф, Кирилл Дж. Мокридж, Олтон Гленн Миллер, художники Льюис Х. Кребер, Ричард Кребер, Тревис Бентон, Томас Литтл, снимались: Соня Хени, Джон Пейн, Гленн Миллер и его Джаз-оркестр). Премьера фильма состоялась в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, США 21 августа 1941 года. Во время Второй Мировой войны фильм был показан: в Аргентине - с 19 ноября 1941 года, в Австралии - с 04 декабря 1941 года, в Португалии - с 15 декабря 1941 года, в Мексике - с 05 марта 1942 года, в Швеции - с 26 июня 1942 года, в Финляндии - с 23 августа 1942 года, в СССР - с 26 июня 1944 года, во Франции -
с 17 ноября 1944 года, в Австрии - в 1945 году, в Дании -с 14 мая 1945 года.

К сожалению, один из лучших американских джазовых музыкантов, трамбонист, аранжировщик, руководитель одного из лучших свинговых оркестров Олтон Гленн Миллер  (Alton Glenn Miller, 01 марта 1904 - 15 декабря 1944) погиб во время войны в районе пролива Ла-Манша.
К сожалению, один из лучших американских джазовых музыкантов, трамбонист, аранжировщик, руководитель одного из лучших свинговых оркестров Олтон Гленн Миллер (Alton Glenn Miller, 01 марта 1904 - 15 декабря 1944) погиб во время войны в районе пролива Ла-Манша.
Кадр из фильма "Большая земля". Тамара Макарова в роли Анны Ивановны Свиридовой, Марк Бернес в роли Алексея Васильевича Козырева,                                                        Виктор Добровольский в роли директора завода Николая Петровича Аникеева.
Кадр из фильма "Большая земля". Тамара Макарова в роли Анны Ивановны Свиридовой, Марк Бернес в роли Алексея Васильевича Козырева, Виктор Добровольский в роли директора завода Николая Петровича Аникеева.

"Большая земля" - производственная драма, действие которой проходит в начале Великой Отечественной войны на Урале. Поставил фильм по собственному сценарию режиссёр Сергей Герасимов на киностудии "Мосфильм". На экраны СССР фильм был выпушен 5 августа 1944 года [в США демонстрировался под названием "The Ural Front" ("Уральский фронт") с 6 июня 1945 года].
Август 1941 года. Жительницы уральского городка провожают на фронт мужчин. Оставшись одни, женщины берутся за самые трудные дела, проявляя незаурядные организаторские способности и волю. Вместе с эвакуированным заводом в городок прибывают беженцы. Героиня фильма Анна берет к себе в дом женщину с детьми - ее примеру следуют остальные...
В фильме снимались актёры: Тамара Макарова, Виктор Добровольский, София Халютина, Владимир Соловьёв, Сергей Блинников, Георгий Ковров, Марк Бернес, Пётр Алейников, Вера Алтайская, Николай Коновалов.

Кадр из фильма "Ураган".
Кадр из фильма "Ураган".

"Ураган" ("The Hurricane") - фильм-катастрофа, экранизация романа Чарлза Нордхоффа и Джеймса Нормана Холла, производство "Samuel Goldwyn Company - United Artists" (США). Продюсеры Сэмюэл Голдвин, Мерритт Халберд, сценаристы Дадли Николс, Бен Хект, Оливер Х. П. Гаррет, В.П. Липскомб, режиссёры Джон Форд, Стюарт Хейслер, оператор Берт Гленнон, художник Ричард Дей, Омар Кайам, Джулия Херон, композитор Альфред Ньюман.
Посреди бессчетных миль бушующего океана он бросил вызов людским законам. Полинезийский моряк Теранги, в которого влюблена очаровательная Марама, отбывает в тюрьме на одном из островов несправедливый срок за драку в салуне, а всё из-за коррумпированного губернатора, который питает к Теранги личную неприязнь и активно ставит ему палки в колеса.
На экраны СССР фильм вышел 4 сентября 1944 года с субтитрами на русском языке. За первый год показа в Советском Союзе фильм посмотрели 15 200 000 зрителей.
Премьеры фильма состоялись: 5 ноября 1937 года в США и Великобритании, 7 февраля 1938 г. - в Швеции, 13 февраля 1938 г. -
в Финляндии, 18 февраля 1938 г. - в Дании, 23 февраля 1938 г. -
в Аргентине, в марте 1938 г. - в Австрии, 3 марта 1938 г. - во Франции, 30 марта 1938 г. - в Португалии, 4 апреля 1938 г. - в Нидерландах,
5 мая 1938 г. - в Венгрии, 26 августа 1938 г. - в Ирландии, 25 ноября 1938 г. - в Бельгии, 15 декабря 1938 г. - в Японии, 4 сентября 1944 г. - в СССР.
В фильме снимались актёры: Дороти Ламур, Джон Холл, Мэри Астор, Обри Смит, Томас Митчелл, Рэймонд Мэсси, Джон Кэррадайн, Джером Кауэн.

Кадр из фильма "Зоя". Галина Водяницкая в роли Зои Космодемьянской.                               ).
Кадр из фильма "Зоя". Галина Водяницкая в роли Зои Космодемьянской. ).

"Зоя" - биографический фильм, рассказывающий о короткой жизни и подвиге красноармейца Зои Анатольевны Космодемьянской, совершившей сожжение немецких оккупантов в деревне Петрищево Московской области, измученной и повешенной фашистами на глазах у жителей деревни, но не сдавшейся врагу, одержавшей моральную победу, в минуты казни призывавшей жителей деревни (и вместе с ними весь Советский народ) на борьбу и уничтожение нацистских поработителей. Узнав об обстоятельствах подвига и мученической гибели юной комсомолки Зои Космодемьянской, Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин приказал не брать в плен солдат и офицеров 197-й пехотной дивизии Вермахта (штаб 332-го полка дивизии располагался именно в деревне Петрищево). Имя Зои Космодемьянской стало одним из символов героизма советского народа во Второй мировой войне. 18-летняя девушка Зоя Анатольевна Космодемьянская (13 сентября 1923 - 29 ноября 1941) за свой моральный подвиг была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза (первая женщина, получившая это высокое звание в годы Великой Отечественной Войны).
Художественный фильм "Зоя" был создан на московской киностудии "Союздетфильм" режиссёром
Лео Арнштамом по сценарию Лео Арнштама и Бориса Чирскова, оператор Александр Шеленков, композитор Дмитрий Шостакович. Светлый образ народной героини Зои Космодемьянской создала актриса Галина Водяницкая. В фильме снимался Владимир Афанасьевич Подгорный (заслуженный артист РСФСР, 05.03.1887 - 29.08.1944). (Сталинская премия первой степени за 1944 год). Премьера фильма состоялась в Москве 22 сентября 1944 года. За первый год проката в СССР фильм посмотрели 21 800 000 зрителей. Во время войны фильм был показан в США (с 14 апреля 1945 года) и в Венгрии (с 7 июня 1945 года).

Кадр из фильма "Песнь о России".                                                                                         Роберт Тейлор в роли американского дирижера Джона Мередита,                                      Сьюзан Питерс в роли русской пианистки Нади Степановой.
Кадр из фильма "Песнь о России". Роберт Тейлор в роли американского дирижера Джона Мередита, Сьюзан Питерс в роли русской пианистки Нади Степановой.

"Песнь о России" ("Song of Russia") - музыкальная мелодрама производства кинокомпании "Metro-Goldwyn-Mayer" (США), продюсеры Джо Пастернак, Пандро С. Бермэн, сценаристы Пол Джеррико, Ричард Коллинс, Борис Ингстер, Эдгар Георг Улмер, по сюжету Лео Миллера, Виктора Триваса, Гая Эндора, режиссёры Григорий Ратов, Ласло Бенедек музыка Петра Ильича Чайковского в обработке композитора Герберта Стотхарта.
На советских экранах фильм демонстрировался с 19 октября 1944 года с субтитрами на русском языке.
Премьеры фильма состоялись: в США - 10 февраля 1944 года, в СССР - 19 октября 1944 года, в Мексике - 20 октября 1944 года, в Швеции - 19 февраля 1945 года, в Финляндии - 11 ноября 1944 года.
Дирижер Джон Мередит и его менеджер Хэнк Хиггинс, отправились в Россию вскоре после начала Второй мировой войны. Мередит полюбил красивую советскую пианистку Надю Степанову во время их гастролей по сорока городам Советского Союза. По пути они встречали счастливых, здоровых, улыбающихся, свободных советских людей.
В фильме снимались актёры: Роберт Тейлор, Сьюзан Питерс, Роберт Бенчли, Михаил Чехов, Жаклин Уайт.

Кавалер орденов Трудового Красного Знамени и "Знак Почёта", лауреат Сталинской премии второй степени, народная артистка СССР Халима Насырова - участница фильма-концерта "Концерт пяти республик".
Кавалер орденов Трудового Красного Знамени и "Знак Почёта", лауреат Сталинской премии второй степени, народная артистка СССР Халима Насырова - участница фильма-концерта "Концерт пяти республик".

"Концерт пяти республик" - фильм-концерт, поставленный на Ташкентской киностудии режиссёром Загитом Сабировым по сценарию Алексея Спешнева. Оператор Андрей Булинский, художник Иосиф Юцевич.
В 1944 в Ташкенте проходил фестиваль искусств пяти республик Средней Азии (Казахской, Киргизской, Узбекской, Таджикской и Туркменской Советских Социалистических Республик). Отдельные номера послужили материалом для киносборника. В концерте участвовали оперные певицы: Аннагуль Аннакулиева (Туркменистан), Шахло Мулладжанова (Таджикистан), Халима Насырова [Узбекистан, самая молодая актриса, удостоенная высшего почётного звания нашей страны -"Народная артистка СССР" (31.05.1937) в возрасте 23 года], Куляш Байсеитова [Казахстан, удостоена звания Народная артистка СССР (6.09.1936) в возрасте 24 года], Сара Самандарова (заслуженная артистка Узбекистана).
На фронте и в тылу фильм-концерт демонстрировался с октября 1944 года.

Кадр из фильма "В 6 часов вечера после войны".                                                                Евгений Самойлов в роли старшего лейтенанта Василия Кудряшова,                           Марина Ладынина в роли Вари Панковой.
Кадр из фильма "В 6 часов вечера после войны". Евгений Самойлов в роли старшего лейтенанта Василия Кудряшова, Марина Ладынина в роли Вари Панковой.

"В 6 часов вечера после войны" - музыкальная мелодрама, поставленная режиссёром Иваном Пырьевым по сценарию поэта Виктора Гусева с музыкой Тихона Хренникова на киностудии "Мосфильм" (Москва).
Кинокартина отображает не только хронологию войны, но и атмосферу времени, - веру людей в победу и мирную жизнь. Наивных влюблённых война разлучила на несколько лет, но после её окончания им - артиллеристу Василию Кудряшову и зенитчице Варе Панковой - всё же посчастливилось встретиться на давно условленном месте.
В фильме прозвучали песни:
"Марш артиллеристов" ("Артиллеристы, Сталин дал приказ! Артиллеристы, зовёт Отчизна нас! Из сотен тысяч батарей За слёзы наших матерей, За нашу Родину - огонь! Огонь!");
"Песня защитников Москвы" ("Мы не дрогнем в бою За столицу свою,
Нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной, Обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага. Нерушимой стеной, Обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага." Эта песня была написана композитором Борисом Андреевичем Мокроусовым на стихи поэта Алексея Александровича Суркова, впервые опубликованные в газете Западного фронта "Красноармейская правда" 3 ноября 1941 года. Неделю спустя стихи были напечатаны в газете "Вечерняя Москва". Впервые песня прозвучала в одном из номеров журнала "На защиту родной Москвы". Затем песня прозвучала в полнометражном документальном фильме "Разгром немецких войск под Москвой" и перекочевала в художественный фильм "В 6 часов вечера после войны");
"На грозную битву вставайте! Защитники русской земли!
Вставайте, вставайте, Пощады не знайте На вашем суровом пути!";
"За мирною чаркою долгие ночи Вам мог бы рассказывать я,
Как пуля свистит, и как бомба грохочет, Но дело не в этом, друзья.
А в том, что средь бури и пламени боя Всегда в нашем сердце живут -
Родные друзья и все то дорогое, Что Родиной люди зовут.";
"Хорошо служить в пехоте, Эх, хорошо!
Лучше в кавалерии, А всего приятней, братцы, Это - в артиллерии!";
"Будь храбрым, будь смелым в жестоком бою,
За русскую землю сражайся
И помни про Дон, про невесту свою,
Ты к ним поскорей возвращайся."
Сценарист
Виктор Гусев, режиссёр Иван Пырьев, оператор Валентин Павлов, Борис Арецкий, композитор Тихон Хренников, художники Алексей Уткин, Борис Чеботарёв, в фильме снимались актёры: Марина Ладынина, Евгений Самойлов, Иван Любезнов, Ариадна Лысак, Елена Савицкая. (Сталинская премия второй степени за 1944 год).
На экраны страны фильм вышел 16 ноября 1944 года (в первый год проката фильм посмотрели 26 100 000 зрителей), фильм вышел на экраны: Венгрии - 24 мая 1945 года;
Германии - 1 июля 1945 года; Финляндии - 19 августа 1945 года; США - 26 января 1946 года; Италии - в 1946 году.
Ещё до премьеры фильма в Москве в возрасте 34 года от гипертонического криза скончался выдающийся поэт, переводчик, драматург и сценарист Виктор Михайлович Гусев [30 января по н. ст. 1909
- 23 января 1944). За своё творчество В. М. Гусев награждён орденом "Знак Почёта" и двумя Сталинскими премиями второй степени (за сценарии фильмов режиссёра Ивана Александровича Пырьева - "Свинарка и пастух" (1942) и "В 6 часов вечера после войны" (1946 - посмертно)].

Кадр из фильма "Жила-была девочка". Наташа Защипина в роли Катеньки,                     Нина Иванова в роли Настеньки.
Кадр из фильма "Жила-была девочка". Наташа Защипина в роли Катеньки, Нина Иванова в роли Настеньки.

"Жила-была девочка" - драматическое произведение о жизни в блокадном Ленинграде. Подготовка к съёмкам началась в январе 1943 года - сразу после того, как было прорвано кольцо блокады. Режиссёр Виктор Владиславович Эйсымонт с большим риском для жизни принял решение снять хотя бы часть сцен в реальном Ленинграде, чтобы показать более достоверный антураж. Съёмки проходили исключительно в историческом центре в те периоды, когда не было авианалётов.
История двух маленьких блокадниц в осаждённом Ленинграде - 7-летней Настеньки и 5-летней Катеньки, ленинградских детей, перенёсших наравне со взрослыми все тяготы войны. В фильме всё время перемешиваются сцены детских игр и суровой действительности.
Фильм создан на производственной базе киностудии "Союздетфильм" (Москва) режиссёром Виктором Эйсымонтом по сценарию Владимира Недоброво, оператор Георгий Гарибян. Главные роли в фильме исполняют Наташа Защипина (5 лет) и Нина Иванова (10 лет). В фильме также снимались актёры: Ада Войцик, Александр Лариков, Вера Алтайская, Лидия Штыкан, Николай Корн, Елена Кириллова.
Премьера фильма состоялась в СССР 18 декабря 1944 года, в США фильм показывался с 22 декабря 1945 года. После войны фильм демонстрировался с успехом во многих странах мира.

Кадр из фильма "Малахов курган". Зураб Лежава, Фёдор Ищенко, Евгений Перов,  Николай Горлов в ролях краснофлотцев эсминца "Грозный".
Кадр из фильма "Малахов курган". Зураб Лежава, Фёдор Ищенко, Евгений Перов, Николай Горлов в ролях краснофлотцев эсминца "Грозный".

"Малахов курган" ("Сцены обороны Севастополя 1941 - 1942 годов") - военная драма, поставленная на основе романа Бориса Войтехова "Последние дни Севастополя" режиссёрами Иосифом Хейфицом и Александром Зархи на базе Тбилисской киностудии. В основе сюжета - один из эпизодов героической обороны Севастополя во время Великой Отечественной войны. Фильма рассказывает о судьбе пяти матросов с погибшего миноносца "Грозный", которые сражались на Малаховом кургане, одном из важнейших узлов обороны города.
Фильм снимался летом 1944 года в освобождённом Севастополе.
В фильме снимались актёры: Николай Крючков, Борис Андреев, Акакий Хорава, Мария Пастухова, Фёдор Ищенко, Николай Горлов, Евгений Перов, Игорь Ткачук, Зураб Лежава, Николай Дорохин.
Премьера фильма в СССР состоялась 5 декабря 1944 года. В Германии и США фильм демонстрировался в 1945 году. После войны фильм демонстрировался с успехом во многих странах мира.

Если интересно, подписывайтесь на этот канал! Оставляйте комментарии, ставьте лайки!