Дейл Карнеги - знаменитый писатель, чьи книги по психологии стали бестселлерами и актуальны уже почти 100 лет. В своих трудах автор неоднократно обращает свое внимание на искусство общения, причем как обычного, так и официального.
Наше время — время динамизма. Просто говорить правду уже недостаточно. Правда должна быть живой и интересной. Сейчас человеку просто необходимо умение произвести эффект. Это делают кино и телевидение, это придется делать и вам, если вы хотите привлечь к себе внимание слушателя. Но как добиться такой речи?
Этот вопрос Дейл Карнеги поднимает в своей книге "Как эффективно общаться с людьми" (почитайте - не пожалеете). Свои указания он называет "ключами к эффективной речи". И вот так они выглядят:
- Как можно больше узнайте об аудитории, перед которой будете выступать.
Думаю, это вполне очевидный совет, ведь люди воспринимают информацию по-разному. Самое простое - возраст: детям необходима визуализация вашей информации, какой-то интерактив, а взрослым важна сама точность изложения.
- По теме выступления следует знать в 10 раз больше, чем будет сказано.
Когда знаешь материал в 10 раз больше, чем говоришь, чувствуешь себя в 10 раз увереннее. Мало того, что с такими знаниями вы можете дать понятный ответ на любой вопрос слушателя, так и в глазах слушателя вы будете выглядеть настоящим профи.
- Начинайте свою речь со случая из жизни, иллюстрирующего тему.
Это хорошо подойдёт для тех случаев, когда важно создать более близкий контакт с аудиторией. Такой приём ломает стену между аудиторией и докладчиком. К вам начнут относиться по-приятельски и информация слушателем будет усваиваться гораздо эффективнее.
- Приведите убедительные факты и аргументируйте свои выводы.
Следствие второго пункта. Когда вы ориентируетесь в своей теме, как рыба в воде, не возникает логических и фактических ошибок в речи. У слушателя не возникнет сомнений в ваших словах, ему попросту не к чему будет придраться. (особенно если это препод =) )
- Обращайте внимание на свою дикцию, словарный запас, следите за интонацией и темпом речи.
Вы можете знать все, проработать материал от и до, но не нужно забывать о его подаче. Это играет немаловажную роль. Если вы подготовили просто шикарную речь, но на публике её, как говорит мой друг, пробубукали, то все идёт коту под хвост! Не сбивайтесь на гыканья, уканья, мыканья и так далее. Держите интонацию, особенно на аргументах. Пусть они звучат убедительно из ваших уст.
- Говорите оживлённо
Унылые выступления, я думаю, вам знакомы ещё со школьных лет. Согласитесь, информация при такой подаче практически не усваивается. Говорите бодро и четко, а главное, с расстановкой.
- Чётко называйте действия, которые должна совершить аудитория.
Если вы запланируете какой-то интерактив, то очень важно преподнести его правильно. Это может воздвигнуть стену недопонимания между вами и слушателями. Говорите емко и коротко, что нужно сделать. Также будьте готовы ко всем вопросам, которые возникнут в этот момент.
- Укажите пользу от совершённого аудиторией действия.
Действия аудитории должны быть связаны с вашим выступлением. Особенно круто, если они будут иметь какую-то практическую пользу для слушателя, но об этом обязательно нужно сказать.
- Будьте готовы отвечать на неприятные вопросы.
Даже если вам начнут задавать неприятные вопросы, то главное - не терять концентрацию. Если в вашем докладе нашли изъян, то примите эту ошибку. Мы не роботы, чтобы не ошибаться. Лучше сразу принять ошибку и по возможности исправить её. Так вы обезопасите себя от дальнейших запинок и ошибок. А вообще, такие замечания - это знак того, что вас слушают.
- Сохраняйте самообладание.
Опять же, не стоит заострять внимание на своих недочетах. Начнете говорить неуверенно - вас перестанут слушать. Бывают и форс-мажоры, даже самые непредвиденные. Будьте морально готовы и к ним.
- Сообщение должно лаконичным, чётким и позитивным.
Такой посыл запомнится всем и оставит о вас приятное впечатление. Не пренебрегайте этим.
- Излучайте уверенность. Демонстрируйте свою компетентность.
Я повторюсь, такой образ заставляет слушать. Аудитория в рабочей атмосфере не будет ни на что отвлекаться.
Эти советы на словах кажутся очень простыми, но в исполнении все гораздо труднее. Поэтому для того чтобы ваша речь стала эффективной, нужно её тренировать. И эти 12 наставлений Карнеги реально помогут вам вывести свои выступления на новый уровень. Берите на вооружение.
Спасибо, что дочитали эту статью до конца)