На современной железной дороге используются усовершенствованные партизанские клинья, которые называются сбрасывающие башмаки или колеса сбрасывателя.
Они есть нескольких видов и конфигураций. Одни работают в автоматическом режиме, другие устанавливаются вручную, но предназначены они для одного - пустить под откос вагонили сразу несколько вагонов. Причем не вражеских, а своих.
Железная дорога это место повышенной опасности и несмотря на то что там действуют жесткие правила и алгоритмы действий работников, человеческий фактор никто не отменял. Периодически случаются поломки и аварии, которые вызваны именно человеческим фактором, а последствия таких аварий могут быть печальными.
Сбрасывающий башмак как раз таки и предназначен для предотвращения более серьезных аварий и катастроф. Такие башмаки обычно применяются на нецентрализованных железнодорожных путях, то есть на путях ведущих на различные заводы, нефтебазы, военные и прочие склады и другие объекты.
Сбрасывающие башмаки могут устанавливаться как в одном так и в другом направлении от этого объекта. Например, если это нефтебаза химический завод или склад с боеприпасами, то башмак устанавливается на въезд в этот объект, чтобы исключить возможность закатывания на территорию отцепившегося вагона или нескольких таких вагонов, ведь попади на территорию таких объектов, эти вагоны могут привести к тяжелым последствиям и катастрофам.
Также сбрасывающий башмак устанавливается на выезде с объекта, где есть угроза самопроизвольного ухода вагона на пути общего пользования, так как это чревато столкновением с другими вагонами и локомотивами, или столкновением с автомобильнымтранспортом на переезде.
Башмак может быть установлен на рельс временно или на постоянной основе с возможностью установки его в рабочее и нерабочее положение. При необходимости он устанавливается в рабочее положение и закрывается на замок.
Автоматизированные башмаки приводятся в рабочее положение с пульта с помощью электропривода. Кроме сбрасывающих башмаков на железной дороге применяются предохранительные тупики, сбрасывающие остряки и сбрасывающие стрелки, которые также предназначены для предотвращения более крупных аварий, ведь лучше произвести контролируемый сброс вагона или состава в заданном безопасном месте, чем он попадет на централизованные пути и станет причиной более крупной аварии или катастрофы.