СУ-76и — средняя по массе советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса штурмовых орудий на базе захваченных Красной Армией немецких танков Pz Kpfw III и САУ StuG III. Индекс «И» в обозначении СУ-76и обозначает иностранную базу для самоходки. На самом деле, САУ была принята на вооружение под обозначением «СУ С-1». В послевоенной печати встречается также обозначение «СУ-76 (С-1)».
История создания СУ-76и
В 1942 году Красная армия испытывала ряд проблем с СУ-76. В основном эти установки выходили из строя из-за резонансных колебаний, и на ремонт требовались долгие месяцы, а САУ были очень нужны на фронте.
В связи с этими проблемами наркомат вооружений решил, что можно попробовать использовать трофейные немецкие танки, большую часть которых составляли САУ "Артштурм" и Pz.Kpfw.III. В 1942 на танки попробовали установить 122-мм орудие, но оно оказалось слишком тяжелым для ходовой части. Спустя год был отдан приказ – наладить на этом же шасси производство 76-мм САУ. Будущая машина получила обозначение СУ-76(T-III).
Опытный образец новой САУ требовалось построить к первому марта, но Pz.Kpfw.III нуждались в очень серьезной переделке, и на заводе никак не укладывались в сроки. В итоге прототип был завершен к 6 марта, с опозданием на неделю. Заводские испытания начались в тот же день, и, несмотря на ужасные погодные условия, СУ-76(T-III) показала себя с очень хорошей стороны. Единственным существенным недостатком машины стала низкая скорострельность, что делало невозможным использование СУ-76(T-III) при прямом столкновении с противником.
20 марта самоходка была принята на вооружение под индексом СУ С-1, а сборка и отгрузка СУ-76 была прекращена до устранения дефекта. Поступление СУ-76и в действующую армию началось в мае 1943 года. В августе этого же года выпустили 20 командирских СУ-76и, имевших на борту более мощную радиостанцию.
К концу 1943 года на нескольких заводах наладили производство СУ-76, которое обходилось дешевле и не требовало запчастей трофейных танков. В связи с этим производство СУ-76и было прекращено.
Описание конструкции
Установка была выполнена по компоновочной схеме с передним расположением совмещенных отделений трансмиссионного и управления, и кормовым моторным отделением. Боевое отделение располагалось в средней части корпуса, над которым размещалась броневая рубка с установленным вооружением. Отделение управления и трансмиссии, в котором размещался механик-водитель, непосредственно соединялось с боевым отделением. Моторное отделение было отделено от боевого перегородкой, в которой имелся люк для доступа к двигателю, закрывавшийся дверцей.
В боевом отделении справа от пушки размещался командир, слева впереди - наводчик, сзади его на кожухе вала трансмиссии - заряжающий. Посадка и выход экипажа осуществлялись через люк, закрывавшийся двухстворчатыми броневыми крышками и располагавшийся в кормовом листе и крыше рубки. Для наблюдения за полем боя и вождения машины у механика-водителя в лобовом и левом бортовом листах корпуса имелись смотровые люки с триплексом и броневой заслонкой. Остальные члены экипажа вели наблюдение за полем боя, используя командирскую панораму ПТК и смотровые щели, располагавшиеся в лобовом и бортовых листах броневой рубки, оборудованные броневыми заслонками.
Вооружение
В качестве основного оружия использовалась 76,2-мм танковая пушка Ф-34, устанавливавшаяся в рамке. Углы вертикальной наводки пушки составляли от - 5 до 4-15°, по горизонту - в секторе ±10°. Для стрельбы использовались телескопический прицел ТМФД-7 и прицел от 76,2-мм пушки ЗИС-З. Скорострельность составляла 5 - 6 выстр./мин.
Боекомплект
В боекомплект установки входили 96 унитарных выстрелов со стальной осколочно-фугасной дальнобойной гранатой (0ф-350, 0-350А, Ф-354), бронебойно-трассирующим снарядом (БР-350А, БР-350Б, БР-350СП), кумулятивным снарядом (БП-353А), подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом (БР-354П), пулевой шрапнелью (Ш-354, Ш-354Т и Ш-354Г) и картечью (Щ-350).
Выстрелы размещались:
48 шт. - в правом заднем углу рубки на горизонтальном стеллаже,
38 шт. - в вертикальных стойках вдоль левого борта
10 шт. - в вертикальной стойке вдоль правого борта.
Кроме того, в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1000 патронов и 20 - 25 ручных гранат Ф -1.
Бронирование
Броневая защита обеспечивала защиту экипажа и внутреннего оборудования от огня крупнокалиберных пулеметов и осколков снарядов. Корпус и рубка сварные, выполненные из броневых катаных листов толщиной 10-мм, 15-мм, 25-мм, 30-мм, 35-мм и 50-мм. Броневая маска амбразуры пушки имела толщину 50-мм. Кроме того, с июля 1943 г. на качающейся бронировке пушки стал устанавливаться броневой щиток, обеспечивавший защиту от пуль и осколков зазора между подвижной бронировкой пушки и броневой маской амбразуры. В бортах корпуса в районе боевого отделения, внутри гусеничного обвода (при использовании базы танка Т-III) имелись два аварийных люка, закрывавшихся броневыми крышками. В кормовом листе корпуса самоходной установки для заводной рукоятки инерционного стартера был сделан специальный лючок, закрывавшийся броневой заслонкой.
Двигатель
В моторном отделении самоходно-артиллерийской установки устанавливался карбюраторный четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный двигатель "Майбах" HL120TRM жидкостного охлаждения мощностью 300 л.с. (221 кВт) с двумя карбюраторами "Солекс". Пуск двигателя производился с помощью электростартера "Бош" типа BNG мощностью 4 л.с. (2,9 кВт) или вручную - с помощью инерционного стартера. В системе зажигания использовалось магнето "Бош" типа I012L14 или отечественного производства БСМ-12Ш. Для доступа в моторное отделение в его крыше были сделаны четыре люка, закрывавшиеся броневыми крышками. Емкость основного топливного бака составляла 320 л, запасных - 120 л. Два запасных цилиндрических топливных бака устанавливались на верхнем наклонном кормовом листе корпуса. Запас хода машины по шоссе с использованием только основного топливного бака достигал 180 км.
Ходовая часть
Ходовая часть СУ-76(T-III) полностью заимствовалась от танков Pz.Kpfw.III модификаций Н и J, которые были наиболее многочисленны в 1941-1942 гг. На каждый борт она включала по 6 сдвоенных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, по 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Все ролики и катки имели резиновые бандажи, снижавшие шумность при движении танка. На крайних опорных катках устанавливались гидравлические амортизаторы. Гусеница была мелкозвенчатой, с шириной трака 380 мм.
Электрооборудование
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи емкостью 128 или 144 Ампч и генератор "Бош" типа GTW мощностью 600 Вт с реле-регулятором. Первоначально для внешней радиосвязи на каждой третьей выпущенной машине устанавливалась радиостанция 9Р и внутреннее переговорное устройство ТПУ-ЗФ, начиная с мая 1943 г. радиостанция устанавливалась на каждой самоходной установке.
Боевое применение
СУ-76и начали активно участвовать в боевых действиях летом 1943 года. Во время сражения на Курской дуге у фронтовых подразделений было не меньше полусотни этих машин. Также СУ-76и участвовали в наступлении на Орел и в сражениях на Воронежском и Центральном фронтах.
Постепенно количество СУ-76и в подразделениях советской армии увеличивалось, однако об их участиях в боях сохранилось очень мало информации. В основном самоходки привлекали для поддержки танков и пехоты, причем использовалось всего 2-7 машин, что было не совсем эффективно.
В целом по эффективности СУ-76и была не хуже Т-34, однако из-за слабого бронирования она была очень легкой мишенью. Интересно, что несколько машин было захвачено вражеской армией, и как минимум одна СУ-76и применялась ими на советско-германском фронте, став своеобразным «двойным трофеем».
Весной 1944 года СУ-76и были переданы в учебные подразделения и заменены на СУ-76М. В учебных частях их использовали до 1945 года.