Взлёт популярности фильма Стивена Содерберга «Заражение» обусловлен невероятным количеством совпадений сценария картины с реальными событиями, которые мы наблюдаем с вами в настоящий момент, спустя девять лет после релиза фильма.
Вирус из Китая от летучих мышей, передающийся через поверхности предметов и воздушно-капельным путем, симптомы те же, что и у атипичной пневмонии, начало паники, массовая скупка продуктов и антисептиков. Даже препарат, который помогал в фильме, российский Минздрав поначалу рекомендовал к использованию при коронавирусе. И это лишь шесть совпадений из 15, которые есть в этом фильме.
Каким образом удалось добиться столь пугающей достоверности? Как ведется работа над сценариями ультра реалистичных фильмов с масштабным сюжетом и на какие аспекты делается акцент во время съёмок? В этом мы с вами и попробуем разобраться.
Идея
Сценарист «Заражения» Скотт Бернс специализируется на ультра-реалистичных сценариях, за основу которых зачастую берутся далеко не вымышленные события.
Его фильм «Отчёт о пытках» исследует историю допросов подозреваемых в терактах 11 сентября, «Прачечная» — утечку почти трёх терабайтов конфиденциальных документов панамской компании Mossack Fonseca, в которых фигурировали активы чиновников высших эшелонов власти крупнейших держав.
Скрупулезный подход Бернса к изучению работы разведки превратил фильм «Ультиматум Борна» в пугающе правдоподобную историю преследования спецслужбами своего отклонившегося от курса агента. Судя по рейтингу IMDB (8.0), «Ультиматум» понравился зрителям даже больше, чем оригинальная картина «Идентификация Борна».
Переход Бернса от шпионских драм к фильмам-катастрофам произошёл за счёт совпадения трёх ключевых моментов:
- Его отец до паранойи боялся птичьего гриппа;
- В картине «Информатор», которую Бернс снимал вместе с будущим режиссёром «Заражения» Стивеном Содербергом, на персонажа Мэтта Дэймона чихал другой герой и актёр также панически боялся заболеть;
- Бернс знал, что испанский грипп в 1918 году убил по меньшей мере 50 млн человек.
Идея масштабного фильма-катастрофы о неизвестном вирусе, постепенно охватывающим всё большее число стран, была и у режиссёра Стивена Содерберга, который с настороженностью наблюдал эпидемию атипичной пневмонии в 2003 году и пандемию «свиного» гриппа H1N1 в 2009 году.
К моменту разработки идеи сценаристом Скоттом Бернсом режиссёр уже успел поснимать «в масштаб» — углубленный в детали наркобизнеса фильм «Траффик» очень понравился критикам — картина получила 4 премии Оскар.
В результате Содерберг и Бернс пришли к соглашению о совместной работе над проектом «Заражения».
Сценарий
Бернс разрабатывал сценарий около двух лет, консультируясь с вирусологами и эпидемиологами. Профессор Колумбийского университета Ян Липкин подсказал ему, что обычный сценарий разработки вакцин, длящийся несколько лет, в случае масштабной эпидемии сменится ускоренной процедурой, которую санкционируют регуляторы.
Впоследствии профессор получил множество нелестных отзывов от своих коллег, которые считали, что вакцину в фильме создали слишком быстро, именно из-за его «вредных» советов. Но Липкин оказался прав: упрощение процедуры регистрации препарата против вируса — ещё одно из 15 совпадений фильма и реальной ситуации с распространением коронавирусной инфекции.
Интересный факт: сам Липкин в эфире канала FOX Business спустя 9 лет после фильма, признался, что не смог избежать заражения коронавирусом.
Вовлечение Бернса в научную среду во время подготовки сценария изменило характер истории с полуфантастической до почти документальной.
«Вопрос не в том, будет ли ещё одна пандемия, а в том, когда она случится», — говорили ему вирусологи.
Второй научный консультант фильма — эпидемиолог Ларри Бриллиант, на основе опыта ликвидации оспы и полиомиелита ещё в 2006 году предсказывал эпидемию мирового масштаба с миллиардом заболевших и 165 миллионах погибших — то есть смертность на уровне 16,5%.
На момент написания этой статьи, по данным ВОЗ, коронавирусом в мире заболело 1 610 909 человек из них 99 690 человек, то есть 6% — скончались. Несмотря на то, что разница в процентном соотношении большая (в два раза), можно сказать, что Бриллиант был очень точен в своем прогнозе. По фильму же смертность от вируса составляет от 25 до 30%.
Взяв за основу неблагоприятный прогноз Бриллианта сценарист добавил в сюжет симптоматику вируса — его прообразом стал реальный штамм Нипах, который вызывает сначала респираторные заболевания, схожие с ОРВИ (ещё одно совпадение), а также энцефалит — то есть воспаление мозга. Природным носителем этого вируса являются плотоядные виды семейства крылановых, то есть летучие мыши.
Поскольку Бернса интересовал не только научный аспект пандемии, но и реакция общества на неё — он решил показать, насколько быстро страх и паника, подпитываясь слухами, распространяются внутри социума. Отправной точкой хаотичной общественной реакции служит видео, с помощью которого журналист-блогер Джуд Лоу нагнетает атмосферу.
На кадрах видно, что мужчина теряет сознание прямо среди бела дня — ещё одно совпадение с Уханьским коронавирусом.
Съёмка
Фишка «Заражения» — натуралистичность, но натуралистичность не только сценария, но и картинки, её фактуры и цвета, света, локаций и окружения, диалогов и поведения персонажей.
Для того чтобы добиться этой достоверности Содерберг использовал несколько ключевых элементов:
Оборудование
Фильм снят на цифровую кинокамеру RED One MX в разрешении 4,5К и объективами Prime от этого же производителя. Режиссёр хотел отойти от той художественности, которую привносит плёнка, в сторону документалистики и максимально реалистичного кадра.
Без хромакея
Съёмка велась исключительно в реальных условиях. В Гонконге, аэропорту О'Хара и в аэропорту Мидуэй, начальной школе в Уилметте, в Чикаго и Сан-Франциско, Лондоне и Женеве. Значительные трудности вызвало согласование съёмок в здании Центра по контролю и профилактики за заболеваемостью США (CDC), однако разрешение получить удалось.
Съёмки проходили в настоящих лабораториях, с реальным научным оборудованием, анализаторами и секвенаторами.
Профессиональная команда
На роли были выбраны первоклассные голливудские актёры: Джуд Лоу, Кейт Уинслет, Лоренс Фишберн, Марион Котийяр, Гвинет Пэлтроу, Брайан Крэнстон.
Хотя эти личности в 2020-м могут показаться уже «заезженными» и окончательно «опопсевшими», отрицать того, что в фильме собран актёрский каст высшего уровня — невозможно. Заманить столько звёзд удалось за счёт высококлассного сценария — Мэтту Дэймону, например, Бернс прислал копию сценария с пометкой «Прочитайте это, а затем немедленно вымойте руки».
Внимание к деталям
Акцент на бытовых действиях, визуализирующих процесс заражения, поскольку инфекция передаётся через поверхности предметов и воздушно-капельным путем.
Появляются маски и всем знакомая рекомендация из уст главного врача Чивера: «Главной защитой является соблюдение социальной дистанции, никаких рукопожатий, сидите дома. И почаще мойте руки».
Изучение социологии
Содерберг очень точно уловил недоверие общества к официальным заявлениям представителей власти, которые в фильме поголовно используют своё служебное положение для обеспечения безопасности своих близких. В то время как первые партии вакцины для простого населения разыгрываются с помощью лотереи. Это становится поводом для слухов разного уровня адекватности, вплоть до того, что вирус является биологическим оружием.
Подобные теории существуют и сейчас. В России о том, что коронавирус является экспериментом Пентагона заявлял депутат Владимир Жириновский, и если в случае с ним это мало кого удивляет, то этого не скажешь о финансируемой министерством обороны России газете «Красная звезда», в которой была опубликована статья с заголовком: «Коронавирус: американская биологическая война против России и Китая».
В Китае же подобные обвинения звучат на официальном уровне — представитель МИД Китая Чжао Лицзянь заявил, что армия США могла завезти коронавирус в Ухань, и призвал штаты к ответу.
Кроме теорий заговоров в фильме не обошли стороной гомеопатию, которая по версии Джуда Лоу (средство «форсития») помогает от вируса. Стоит ли уточнять, что подобные версии звучали и в России, причём не от блогеров, а от департамента здравоохранения города Москвы.
Научная подоплёка
И вовлечение сценариста в мельчайшие подробности темы вирусологии. Во время подготовки Бернс дошёл до таких деталей, что один эпидемиолог даже рассказал ему, что большинство людей неправильно моет руки.
«Обратите внимание: мы никогда не моем большие пальцы, а это делает бессмысленной всю процедуру», — говорил он.
Проблематика
Сценарий «Заражения» не просто с высокой точностью моделирует события, но и ставит вопрос о мерах противодействия заболеванию и их балансе с основными правами и свободами человека. В картине Правительство вводит систему браслетов со штрих-кодами, наличие которых позволяет свободно перемещаться по городу, заходить в магазины. Конгресс проводит заседания онлайн. С другой стороны города охватывает мародёрство и хаос, грабежи и захоронения в «братских могилах».
Конечно у «Заражения» есть минусы. Драматургические арки персонажей выглядят неоконченными и в некоторых моментах откровенно слабыми. Из-за большого количества действующих лиц и фокусировки на атмосфере пандемии, изменения, которые претерпевают некоторые герои, кажутся случайными, не обусловленными их внутренними усилиями. Они как будто ничего не сделали для того, чтобы преодолеть возникшие препятствия, а то, что с ними происходит — лишь череда совпадений.
В действительности, путешествие персонажа, тем более главных героев, должно начинаться от неполного осознания имеющихся проблем до принятия решения о переменах, затем первых попыток этих перемен, повторного решения и окончательных перемен.
Однако подобные недочёты в случае с «Заражением» не стали фатальными, поскольку не являлись халтурой со стороны сценаристов, как в случае с фильмом «Вторжение», а были обусловлены концентрацией на аспектах пандемии и достоверности. А в жизни, как известно, люди не всегда закрывают свои драматургические арки.
Тем не менее, глубокая проработка темы, консультации со специалистами и ставка на достоверность позволили фильму «выстрелить» спустя 9 лет после релиза. Работа команды с натурой, первоклассными актёрами, вниманием к деталям и существующей социологической проблематикой сделали фильм пугающе реалистичным и оставляющим чувство безнадеги, смешанное с надеждой на лучшее.
Поэтому, на примере «Заражения» мы в очередной раз видим, что необходимым для создания качественной работы элементом является дотошный препродакшн, который в случае с этим фильмом граничил с научным исследованием и моделированием ситуации.