Когда начался карантин, я работала в общеобразовательной школе полгода. У меня была параллель шестых классов по литературе и один шестой класс по русскому, литература в восьмом и родной язык и родная литература в старших классах.
Думаю, нет смысла много говорить о том, как всем было сложно в тот период. Мысли о том, что дистанционное обучении может продлиться всю четвёртую четверть, казались какими-то нереальными, да и вообще вся эта ситуация с вирусом напоминала сюжет какого-то фильма ужасов (до сих пор помню, как нас собрали на педсовет в пустой школе и сказали: "Готовьтесь!", только непонятно было, к чему именно нам нужно готовиться).
Ок, готовимся
Каникулы после третьей четверти продлили еще на неделю, учителей начали собирать в Зуме и рассказывать про онлайн-площадки, где можно проводить занятия. Администрация школы создала таблицу в Excel, куда каждый педагог должен был внести расписание своих уроков на период дистанционного обучения и личный идентификатор в Зуме, чтобы завучи могли подключаться на уроки и контролировать процесс (ух! это было волнительно!). С началом учебы мы должны были отправлять отчеты о пройденных темах и количестве присутствующих учеников на уроках. А еще делать скрины занятий (которые по итогу оказались никому не нужны). В общем-то всем работы прибавилось.
Начало четверти
В первый же день дистанционной учёбы полегли все образовательные площадки сайты, потому что серверы просто не выдерживали наплыв российских школьников. Дети и родители писали и звонили на протяжении всего дня, Whats App просто разрывался от сообщений.
В тот же день я решила, что буду сама делать презентации для уроков и оформлять тестовые задания в Google Формах.
Какие были сложности?
Если говорить о поведении детей на уроках, то с ними было реально сложно! На первом же уроке мою демонстрацию экрана разрисовали в режиме комментирования, а я не знала, как это стереть. Я даже не подозревала, что в Зуме есть такая функция (урок на будущее: читать инструкции / обзоры на новые сервисы заранее). Но ничего, во всех программах я довольно быстро освоилась и уже точно знала, как себя вести в подобных ситуациях. Представляете, каково было пожилым учителям?
Кроме того, ученики часто обманывали, говорили, что у них плохой интернет и поэтому они не подключились к занятию или не выполнили Д/З. И ведь никак не проверишь достоверность этих слов. А ещё, конечно же, они списывали друг у друга. Администрация же сказала сначала не ставить "двойки", а потом и "тройки" оказались под запретом, на что учителя справедливо начали возмущаться: "А какой тогда вообще смысл во всей этой учёбе?!".
Помимо технических сложностей и сложностей с поведением , возникла и другая: абсолютное стирание границ рабочего и личного времени. У учителей и в обычной-то жизни с этим негладко, а тут ты отходишь от компьютера и телефона только на ночь, чтобы поспать. Поток звонков и сообщений от родителей, учеников, администрации не стихал до конца четверти, наверное. И все жили в этом напряжении (особенно администрация школы, у них было колоссальный объём работы!) и выдохнули только в конце мая.
Поэтому когда Павел Воля выпустил шуточное обращение к родителям и сказал, что на карантине больше всего кайфуют учителя, это было немного обидно!)
А ученики?
Ученики, безусловно, воспринимали дистанционку как одно большое развлечение. Кто-то выгуливал собаку во время урока в Зуме, кто-то подключался прямо из постели. Дети меняли имена и заходили не под своими логинами на уроки, ставили странные автаркии и включали неприличные песни. Однажды один умник вообще поставил аватарку завуча и назвался его именем (видимо, чтобы я точно с ума сошла от стресса).
Однако и они со временем начали скучать друг по другу и жаловались: "Не отключайте у нас возможность говорить, пожалуйста, давайте мы немного просто пообщаемся, мы так соскучились по одноклассникам". Правда, это всё же было чревато срывом урока :)))
Итог
В конце года я провела промежуточную аттестацию (так же онлайн) по всем предметами, которые вела, отправила списки литературы на лето, подготовила и сдала все отчеты и выдохнула. Только под конец этой странной и непонятной четверти я привыкла к такому режиму и мне даже начало нравиться. Однако всё равно безумно скучала по живому общению с классами, переменам, учительской и возможностью надеть на работу новое платье :)
Всё же я считаю, что это был крутой опыт, благодаря которому многие открыли для себя дистанционное образование. В том числе и я. Во время карантина я перевела учеников, которые были у меня тогда на репетиторстве, в онлайн, и практически со всеми из них мы продолжаем заниматься в таком формате и по сей день. До этого я боялась проводить занятия по Скайпу и не знала, как много, оказывается, есть доступных инструментов для онлайн-образования!
Поэтому любой кризис – это точка развития. Главное – научиться видеть возможности и сопротивляться страху пробовать что-то новое!