Найти тему
Sapienti-sat

Конкурсы с денежным вознаграждением для учителей. Конкурс лучших учителей Российской Федерации: советы по подготовке портфолио

Конкурс лучших учителей Российской Федерации один из самых известных после «Учителя года». Но подготовка к нему отличается и имеет специфику.

В статье рассмотрим критерии, нюансы подготовки документов по каждому из них, а также приведём несколько общих советов в помощь учителю.

Прежде всего важно, что педагогический стаж участников конкурса должен быть не менее трёх лет. В каждом регионе ежегодно выбирают определённое количество победителей в зависимости от количества учащихся в регионе в целом. Например, в Ивановской области - 5 победителей, в Курганской – 8.

Для участия в конкурсе нужно представить только портфолио и ряд документов. Открытые уроки и мастер-классы давать не нужно, так как все они даны заранее, справки об этом прилагаются в портфолио.

Но обо всём по порядку. Вначале внимательно изучаем критерии. Их всего шесть:

1) наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету;

2) высокие результаты учебных достижений учащихся;

3) высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся;

4) создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одарённые дети, дети с ОВЗ, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию и т.д.);

5) эффективное использование учителем инновационных образовательных технологий;

6) непрерывное профессиональное развитие учителя.

Каждый из критериев имеет свои подпункты для конкретизации результатов по данному направлению работы.

Совет 1.Подготовку к конкурсу и сбор документов лучше начинать очень заранее, примерно за год: посмотреть критерии, выявить свои «слабые места», то есть те, где не набирается достаточное количество баллов и усилить работу в этом направлении. Кроме того, много времени займёт поиск всех нужных сертификатов, дипломов, сортировка их по критериям.

Совет 2. Все дипломы детей за победы в разных конкурсах лучше просить у них «по горячим следам» и делать себе скан-копии.

Подготовка портфолио таким образом займёт немало времени.

Портфолио состоит из двух частей: аналитической справки и копий справок/дипломов/сертификатов.

Аналитическая справка– это текстовый документ, где описаны достижения по всем критериям.

Совет 3. В аналитической справке пишите вначале название критерия, затем название подпункта критерия, а затем описывайте свои достижения по этому направлению. Так членам жюри будет удобнее проверять и уменьшится вероятность, что они пропустят что-то важное.

Совет 4. Всю информацию размещайте не сплошным текстом, а как можно нагляднее: в виде таблиц, нумерованного списка.

Критерий 1: наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету.

Здесь нужно представить все свои публикации по разрабатываемой вами методической проблеме: статьи, сценарии уроков, рабочие программы, программы курсов, учебные пособия, учебники. Засчитываются публикации в изданиях, входящих в РИНЦ и ВАК, в региональных изданиях, а также интернет-публикации. Но вы не получите достаточное количество баллов, если это только публикации на учительских интернет-порталах. Кроме того, нужны подтверждающие документы о том, что ваши авторские разработки используются педагогами других школ на уровне региона или страны.

Здесь же должен быть перечень ваших выступлений на конференциях, семинарах всероссийского и регионального уровней.

Разумеется, все ваши слова должны быть подтверждены сканами титульных листов и содержания сборников статей, учебных пособий и т.д.

Критерий 2: высокие результаты учебных достижений учащихся. Здесь понятно, что чем выше качество знаний, тем лучше. Важно показать динамику успешности, динамику учебных достижений, высокие результаты ОГЭ/ЕГЭ за последние пять лет.

Критерий 3: высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся. Речь идёт об участии детей в различных конкурсах, олимпиадах, проектах. Уровень нужен федеральный, в крайнем случае региональный. Разумеется, не просто участие, а победы и призовые места. Желателен высокий охват учащихся внеурочной деятельностью, участие детей в различных социальных проектах.

Совет 5. Зарегистрировать активных детей на сайте волонтёрского движения «Мы вместе»: https://dobro.ru/ Там много интересных проектов для подростков. Кроме того, в регионах есть различные поисковые отряды, отряды волонтёров-экологов и т.д. Детям в них участвовать интересно, да и полезно.

Критерий 4: создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одарённые дети, дети с ОВЗ, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию и т.д.).

Здесь важно рассказать о системности своей работы в данном направлении. Это должны быть не просто отдельные мероприятия, а продуманная и последовательная программа работы.

Совет 6. Вначале разместите результаты различных диагностик, которые вы проводили совместно с психологом в вашем классе на выявление разных категорий детей и их потребностей. Расскажите, какие слабые места вы обнаружили и как с ними работали. Приложите программы индивидуального развития детей, укажите достигнутые результаты.

Критерий 5: эффективное использование учителем инновационных образовательных технологий. Здесь нужно подробно описать, какие технологии работы вы используете. Обязательно указывайте цели использования, достигнутые результаты. Лучше в виде графиков и таблиц.

Совет 7. Особо стоит выделить, как применяются цифровые технологии. Расскажите о работе на цифровых платформах, о собственных разработанных цифровых продуктах, приложите скриншоты своего сайта (если есть), скриншоты цифровых учебных материалов, созданных вами, электронный адрес их размещения.

Критерий 6: непрерывность профессионального развития учителя. Здесь необходимо описать профессиональное саморазвитие: прохождение курсов, получение второго высшего, окончание магистратуры по специальности, обучение в летних школах по специальности, прохождение курсов на базе «Сириуса». Внимание! Курсы и пр. учитываются за последние три года.

Здесь же нужно перечислить все имеющиеся награды за профессиональные достижения. Учитывается также активность участия педагога в разных профессиональных конкурсах. О категориях конкурсов читайте в статье «Конкурсы для учителей – в каких стоит участвовать, в каких не стоит?»

Совет 8. Не будьте голословны. Чем больше подтверждающих документов по каждому критерию, тем лучше.

Совет 9. Некоторые дипломы, справки подходят сразу на два критерия. Приложите их к тому критерию, по которому ваша позиция слабее, чтобы усилить её. Дважды одна и та же справка/диплом не учитывается.

Успехов при участии в конкурсе!

Пишите в комментариях о своём опыте участия.