Они создавали не просто костюмы и декорации для балетных постановок. Эти художники были реформаторами и творцами целых сценических миров.
Иван Всеволожский: 25 спектаклей и либретто
«Добрый гений русского театра» — так Ивана Всеволожского называли газетные репортеры XIX века. В 1880 году он занял должность директора петербургских императорских театров и был не просто художником-декоратором и сценаристом. Активная социальная позиция Всеволожского позволила ему инициировать театральную реформу 1882 года. Тогда писать музыку к балетам разрешили не только императорским театрам, а балетные артисты начали получать постоянную зарплату вместо бессистемных гонораров.
Всеволожский-художник создавал декорации для петербургских спектаклей. На протяжении своей театральной карьеры работал над эскизами к костюмам к 25 постановкам. В их числе — «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Раймонда». Кстати, к балету «Спящая красавица» Иван Всеволожский написал либретто.
Карл Вальц: «алхимик» и ценитель технического прогресса
Этого художника-декоратора современники называли магом и волшебником. Вальц родился в Санкт-Петербурге, а художественное образование получил в Германии. Художник полностью создавал визуальный ряд к постановкам — декорации, сценическое освещение, спецэффекты
Известна его любовь к техническому прогрессу: Карл Вальц активно использовал электричество на сцене, а еще усовершенствовал систему подъема декораций.
В его биографии была и успешная работа за рубежом. В дягилевских «Русских сезонах» он выступал приглашенным декоратором в течение восьми сезонов. Известно, что парижские журналисты называли его «русским Калиостро» — за «алхимию», которую Вальц творил на балетной сцене.
Константин Коровин: 60 постановок в Большом и любовь к масштабу
Живописец, архитектор и писатель создавал визуальное сопровождение для балетных и оперных спектаклей в течение десятилетий. С 1884 года началось его сотрудничество с оперой купца и мецената Саввы Мамонтова. В роли театрального художника Коровин работал в Большом и Мариинском театрах, а также в итальянской Ла Скала.
В Большом Константин Коровин выступил реформатором. С его подачи в постановках появился главный художник, который трудился над реализацией замысла вместе с балетмейстером или режиссером. Также декоратор повлиял на облик балерин того времени, предложив заменить тугие корсеты на свободные туники.
Театральное наследие Коровина впечатляет: только в Большом театре он выступил в качестве художника в 60 постановках. Создаваемые художником декорации впечатляли своим масштабом: они перестали выполнять лишь фоновую функцию и все чаще становились объектами, включенными в действие спектакля. Так, в балете «Корсар» ему особенно удался колорит восточного невольничьего рынка, а в балете «Дон Кихот» — атмосфера таверны, где оказываются персонажи.
Лев Бакст: европейский успех и любовь к антично-восточным сюжетам
Балетный дебют декоратора из Петербурга — постановка 1900 года «Фея кукол» Йозефа Байера. Однако прежде всего имя Бакста ассоциируется с Сергеем Дягилевым. Художник создавал образы в балетах «Клеопатра», «Шехеразада», «Карнавал», а современники отмечали, что именно костюмы для античных и восточных сюжетов ему удавались лучше всего. 16 работ Льва Бакста для «Русских сезонов» и труппы Иды Рубинштейн поставили его в ряд с другими известными декораторами того времени.
В воспоминаниях художник очень ярко описывает свой творческий метод:
«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. <…> Именно это я пытался сделать в “Шахеразаде”. На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают <…> Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…»
Александр Бенуа: театр «в крови» и российско-европейское признание
Любопытно, что среди проектов дедушки Бенуа — архитектора Альберто Кавоса — было здание Мариинского театра в Санкт-Петербурге и реставрация Большого театра в Москве.
В качестве оперного декоратора Александр дебютировал в 1900 году, а творческим стартом в балете для художника стала постановка «Павильон Армиды», где Бенуа выступил еще и как либреттист.
Настоящую славу ему принесла работа с Дягилевым. Художник декорировал балеты «Жизель», «Сильфиды», «Соловей», «Петрушка» — к этому балету Игоря Стравинского он также написал либретто.
Впрочем, декоратор Бенуа вдохновлялся не только балетом: он оформил несколько драматических спектаклей для труппы МХТ под руководством Константина Станиславского.
Сергей Судейкин: работа с великими балетмейстерами и художественные находки
Имя этого художника для театралов открыл Савва Мамонтов. В качестве балетного художника-декоратора Судейкин сотрудничал с московским Малым театром: создал декорации для балетов «Лебединое озеро», «Привал кавалерии» и «Тщетная предосторожность».
Импресарио Сергей Дягилев также приложил руку к творческой судьбе своего тезки. Сергей Судейкин оформил «Послеполуденный отдых Фавна» Клода Дебюсси и «Весну священную» Игоря Стравинского.
Позднее творчество художника-декоратора рождается в эмиграции. Он работал над постановками в «Метрополитен Опере», среди которых были балеты Игоря Стравинского «Петрушка» и «Соловей». Судейкин взаимодействовал с труппами прославленных балетмейстеров — Михаила Фокина, Леонида Мясина, Джорджа Баланчина.
Уникальным опытом для художника стало создание образа главной героини для короткого балета «Саломея». Дягилев пригласил его в постановку в качестве декоратора, и Судейкин придумал для балерины Тамары Карсавиной образ кометы. Ее танец на вершине лестницы длился 13 минут, и визуальное решение оказалось настоящей находкой.